Разошлись во взглядах


К своему апрельскому съезду Ассоциация российских банков (АРБ) подготовила концепцию повышения конкурентоспособности банковской системы. В АРБ рассчитывали, что после ее принятия в присутствии высокопоставленных чиновников ЦБ возьмет концепцию на вооружение и отразит ее положения в нормативных актах.

Однако первые удары по трудам АРБ представители ЦБ нанесли прямо на съезде. Сначала председатель ЦБ Сергей Игнатьев назвал необоснованным призыв банкиров воздержаться от либерализации валютного законодательства, чтобы лучшие российские клиенты не перешли на обслуживание в зарубежные банки. А затем его первый заместитель Андрей Козлов высказался против пересмотра требований, согласно которым величина основного капитала банков уменьшается на их вложения в акции других кредитных организаций. Не согласился Козлов и с идеей снижения требований по достаточности капитала (минимально допустимый уровень отношения капитала к активам) с 10% до 8%.

А недавно Козлов направил президенту АРБ Гарегину Тосуняну письмо, где указывает, что многие чаяния банкиров уже отражены в правительственной концепции, а мер, принимаемых самой АРБ, мало. Помимо этого, ЦБ также счел неприемлемым тезис о “чрезмерном вмешательстве надзорного органа” в жизнь своих подопечных. А стремление АРБ к саморегулированию, по версии Козлова, выходит за рамки общепризнанной международной практики, грозит ослаблением надзора и нарушением банковской тайны. А предлагаемые АРБ темпы роста банковской системы в ЦБ считают недостаточно обоснованными. Регулятор не смог понять, на чем базируется оптимизм банкиров, в то время как сам он исходит из прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития.

Письмо ЦБ вызвало удивление в АРБ, ведь стратегия готовилась в открытом информационном режиме, отмечает Гарегин Тосунян. По его мнению, по ряду положений документ АРБ более содержателен, чем правительственный. “Российская практика показывает, что недостаточно достигнуть договоренностей – их необходимо законодательно закрепить, иначе они вряд ли будут неукоснительно исполняться” – так Тосунян объясняет желание АРБ в обязательном порядке согласовывать с ней документы ЦБ. По его мнению, если представители АРБ будут принимать участие в проверках ЦБ и подпишут обязательство о неразглашении информации, то разглашения банковской тайны не будет. “Гораздо важнее выяснить, каким образом базы данных о платежах клиентов, проведенных через банки, оказались в продаже на Горбушке. Вряд ли кто-то может заподозрить, что эта утечка информации произошла от АРБ или коммерческого банка”, – отмечает Тосунян.

При валютной либерализации банкиры призывают не только облегчить доступ их иностранным конкурентам на российский рынок, но и снизить административное бремя работы на нем для местных участников. Выяснение “биографии прабабушки” собственников банков не повышает их инвестиционную привлекательность, добавляет Тосунян. А чрезмерное вмешательство ЦБ в дела банков – это не домысел АРБ, а результаты опросов банков, говорит Тосунян.

Расхождения во взглядах АРБ и ЦБ не стоит драматизировать, по многим важным моментам понимание достигнуто и конструктивный диалог продолжается, говорит вице-президент банка “Зенит” Михаил Ермаков.

Наивно было бы полагать, что все идеи банкиров будут восприниматься Банком России как немедленное руководство к действию. В то же время банки готовы отстаивать свое мнение и не опускать руки при первом же возникшем разногласии, добавляет президент ИМПЭКСБАНКа Дмитрий Еропкин. Каждый банк хотел бы жить максимально вольготно, но ужесточение подходов ЦБ объективно необходимо для повышения надежности всей системы, говорит вице-президент банка “Держава” Андрей Макогон. “Для лоббиста естественно запрашивать как можно больше, тогда возрастают шансы договориться хотя бы по некоторым вопросам”, – считает он.