28 дефектов


Как заявил вчера Минтранс, чиновники уже составили список из 28 недостатков Ил-96. В понедельник он будет окончательно утвержден. До этого времени раскрывать его чиновники отказываются. Пока, по словам топ-менеджера “Аэрофлота” и чиновника Ространснадзора, все недостатки делятся на два блока – критические и первоочередные. Критических предварительно 10 и до их устранения полеты Ил-96 не возобновятся, рассказывают собеседники “Ведомостей”.

Нынешняя неделя запомнится авиаторам скандалом вокруг самолета Ил-96. В начале августа президентский лайнер не смог вылететь из финского Турку. Чиновники собрали спецкомиссию, изучили самолет и пришли к неутешительным выводам: его системы требуют доработки. Дождавшись окончания МАКСа, в понедельник Ространснадзор ввел запрет на полеты всех Ил-96 до устранения недостатков. Авиакомпании сразу же пересадили своих пассажиров на Ил-62, Ил-86, Boieng и Airbus. А Роспром, Ространснадзор и отраслевые институты занялись подготовкой плана устранения дефектов.

Первый пункт этой десятки Ространснадзор уже называл – агрегаты УГ-151-7 из системы торможения Ил-96 Балашихинского литейно-механического завода. Вторым пунктом стал гидронасос НП-123 соседнего с Балашихинским заводом предприятия “Рубин”, говорит чиновник Ространснадзора. Третьим – бортовая система контроля двигателя БСКД-90 (датчики сигнализации у системы автопилота). Еще есть претензии к системе кондиционирования, авионике кабины и передним опорам шасси, говорит менеджер “Аэрофлота”.

“Гидросистемы – это мышцы самолета. Пилот отдает команду, открывается определенный клапан, в системе перемещается жидкость, растет или падает давление, и в движение приводятся органы управления – например, выпуск шасси”, – объясняет чиновник Ространснадзора. В агрегате УГ-151-7 критической стала как раз одна из деталей, отвечающая за движение клапана. “С этой деталью – которая вся буквально в заусенцах – шасси блокируются вплоть до потери покрышек”, – говорит один из сотрудников “Аэрофлота”. По данным Роспрома, с 1993 г. авиаторы зафиксировали 19 случаев отказа тормозной системы. А по системе гидронасосов НП-123 только у “Аэрофлота” произошло 114 отказов с 2002 г., добавляет чиновник Ространснадзора.

Руководство ВАСО и “Ильюшина” всю неделю убеждало, что на безопасность полетов производственный брак в деталях не влияет. Однако в Ространснадзоре с этим категорически не согласны. “Все эти инциденты – предпосылки к авиапроисшествиям. При нормальных метеоусловиях и реакции экипажа эти отказы не влияют на безопасность полета, но, если одного из условий не будет, они могут привести и к человеческим жертвам”, – говорит сотрудник транспортного ведомства. Впрочем, как и ВАСО, ситуацию он называет рабочей. “Отказы систем фиксируются у всех самолетов, если бы не президентский лайнер, на широкую публику это бы не вышло”, – добавляет чиновник.

Авиаторы между тем подсчитывают “многомиллионные” убытки и готовятся предъявить претензии авиастроителям. Как говорят заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков и глава KrasAir Борис Абрамович, сейчас их компании проводят “соответствующие юридические экспертизы” и оценивают возможности подачи исков к производителю самолетов.