Европе может не хватить дизеля


По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, половина проданных в этом году в Европе автомобилей оснащена дизельными двигателями, в 1990 г. этот показатель составил всего 14%. Дизельные двигатели становятся все более модными из-за растущих цен на нефть и, следовательно, на бензин. Эксперты Европейской ассоциации автопроизводителей уверены, что производители дизельного топлива не в состоянии удовлетворить растущий спрос на этот вид топлива и через 10 лет может возникнуть его острая нехватка.

По данным Institut Fran?ais du P?trole, потребление дизеля в Европе растет более чем на 4% в год, тогда как спрос на бензин ежегодно падает на 2,3%. “Через 10 лет спрос на дизельное топливо увеличится с 200 млн до 250 млн т”, – говорит Эйлин Джамизон, консультант Wood Mackenzie. Представитель Wood Mackenzie считает, что без дополнительных крупномасштабных инвестиций в расширение производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов не обойтись, иначе к 2015 г. Европа ощутит нехватку 50 млн т дизеля.

По словам представителя Wood Mackenzie, нефтяные компании строили в 70-х гг. НПЗ, ориентированные на производство бензина, а не дизеля, поэтому сейчас они не справляются с возрастающей нагрузкой. По расчетам Purvin & Gertz, им потребуется вложить $12 млрд в модернизацию производства. Для удовлетворения растущего спроса в ближайшие 15 лет в Европе должно быть построено до 10 новых НПЗ, половина из них должна заработать уже через пять лет, считают в Purvin & Gertz.

Премьер-министр Франции Доминик де Виллепин на прошлой неделе уже обратился к нефтяным компаниям с просьбой инвестировать в создание производств по выпуску дизельного топлива. Total – крупнейшая нефтяная компания в Европе – планирует в ближайшие годы увеличить инвестиции на 70%, сделав упор на расширение базы по производству дизеля.

Впрочем, старший руководитель Purvin & Gertz Колин Бирч сомневается, что нефтяные компании будут серьезно вкладываться в подобные проекты. “Зачем отвлекать на них миллиарды долларов, ведь целое состояние компании могут сколотить на разработке новых нефтяных скважин”, – считает Бирч.

России проблема нехватки дизельного топлива не грозит. “В нашей стране спрос на дизель невелик, россияне по-прежнему предпочитают автомобили с бензиновыми двигателями, – рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Из ежегодно производимых в стране 55 млн т дизеля 60% экспортируется, там он очищается от серы и приводится в соответствие с европейскими нормами качества”. Дизель, который производится в России, плохого качества, и за рубежом он используется как топливо для станций, генерирующих тепло и энергию, говорит начальник отдела по связям с инвесторами компании “ЛУКОЙЛ” Геннадий Красовский. Но европейские производители иномарок, имеющие в России сборочные производства, считают, что в ближайшие годы новая европейская мода все-таки перекинется на Россию. По словам представителя Ford Екатерины Кулиненко, в 2003 г. Ford продал в России 20 711 машин, 691 из которых с дизельными двигателями. В 2004 г. объем продаж Ford возрос до 39 241 машин, из них дизельные автомобили составили 1444. (Использованы материалы FT, 24.08.2005.)