Искренний циник


На вернисаже царило оживление – особый интерес собравшейся публики вызывали две картины Машкова: “Привет XVII съезду ВКП(б)” 1934 г. – натюрморт с бюстами четверки вождей мирового пролетариата в розах и маках – и “Советские хлебы” 1936 г. – парадный портрет десятков батонов, кренделей, ситников, рулетов, кексов, тортов и пирожных, осененных советским гербом эксклюзивной выпечки. Кич или соцзаказ, циничная насмешка или трусливая лесть? Так сразу и не ответишь. Конечно, бывший “русский сезаннист”, начавший работать в начале века в модной французской манере, один из главных героев объединения “Бубновый валет”, для членов которого хулиганство и эпатаж были обязательны, не мог писать соцреалистическое изобилие серьезно. С другой стороны, кто же отваживался шутить в те годы?

Волгоградский музей изобразительных искусств был основан в 60-х гг., в советское время, часть его фонда составили произведения, переданные из столичных музеев, часть докупалась. В том числе была приобретена и большая коллекция работ Ильи Машкова, хранившаяся у его вдовы. В семье художника оставались отличные вещи, в том числе и ранние. Поэтому на выставке можно увидеть изысканный кубистический “Портрет А. Мильмана” 1916 г. и великолепный по яркости красок и странной гармонии небольшой натюрморт “Тюльпаны на блюде” 1910 г. Но эти замечательные по живописи картины остаются в тени почти пародийных соцреалистических упражнений, как и тонкого рисунка портреты героев войны, и насыщенные цветом и жизнью неидеологические натюрморты, которые Машков рисовал с большой любовью и отточенным мастерством.

Время вносит свои коррективы в восприятие живописи. Когда суровые жизненные обстоятельства сталинских времен уходят в прошлое, по-другому смотрятся и произведения, созданные в те годы. В конце концов к “Привету съезду” и “Советским хлебам” можно относиться не как к присяге верности соцреалистическому канону, а как к продолжению народной лубочной традиции в профессиональном искусстве. Эстетикой уличной вывески Машков вдохновлялся в молодости; видимо, и в зрелые годы он продолжал любить наивную яркость народного творчества и ему было совсем не важно, что писать – бюсты вождей или пестрый букет в глиняном кувшине.