Pepsi не дают остаться одной


Федеральная антимонопольная служба в конце июля заподозрила Coca-Cola в том, что компания вставляет в договоры с продавцами газировки незаконный запрет торговать напитками конкурентов. Красноярское управление ФАС возбудило дело в отношении Coca-Cola HBC: чиновнивки установили, что компания в договорах запрещала продавцам своей продукции торговать напитками конкурентов в регионе.

Антимонопольные органы занялись проверкой и Pepsi. “Мы располагаем информацией, что конкуренты Coca-Cola используют такие договоры, и сейчас мы приступаем к расследованию, которое не ограничится одним регионом”, – заявил вчера “Ведомостям” начальник управления ФАС Теймураз Харитоношвили. Вчера стало известно, что в среду все то же Красноярское территориальное управление возбудило дело в отношении компании Pepsi International Bottlers – екатеринбургской “дочки” Pepsi Bottling Group. Об этом “Ведомостям” рассказал представитель краевого управления. По его словам, компания в договорах с розничными продавцами запрещала продажу напитков прямого конкурента – компании Coca-Cola HBC. Pepsi также ограничивала в договорах торговую наценку ритейлоров, говорит представитель управления. По его словам, служба насчитала более 100 таких договоров в регионе – все они противоречат закону “О конкуренции...”.

В PBG действия ФАС не комментируют “Мы не получали уведомлений от ФАС”, – заявил “Ведомостям” представитель российского подразделения PBG Александр Шальнев.

Coca-Cola пошла на уступки антимонопольному ведомству. 10 августа руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что Coca-Cola согласилась исключить из всех российских договоров пункты, противоречащие закону. Рассмотрение дела Coca-Cola запланировано на 20 сентября, спустя два дня будет решаться дело Pepsi.

По словам бывшего сотрудника Coca-Cola, на эксклюзивные продажи приходится около 25% от выручки и той и другой компании. Так Pepsi продает напитков в стране на $75 млн ежегодно, а Coca-Cola – на $140 млн исходя из оценок аналитиков. “Эксклюзивные договоры используются ими в основном в сегменте HoReCa (hotel, restaurant, cafe), – говорит аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко. – Вряд ли отсутствие такого запрета в договорах повлияет серьезно на их бизнес”.

В эксклюзивных соглашениях с Pepsi ранее признавались Виталий Рудов, открывающий пиццерии Pizza Hut по субфраншизе, и Сергей Шихарев, председатель совета директоров сети фаст-фудов “Маркон” (брэнд “Стар Догс”). По словам предпринимателей, эксклюзивные отношения всегда выгодны обеим сторонам. Магазины и рестораны в этом случае получают маркетинговую поддержку, которая иногда выражается в спонсировании рекламных акций, а иногда просто в перечислении до $10 000. “У нас нет возможности отказаться от этих продуктов, но мы не против”, – утверждает Рудов. Шихарев считает, что у Pepsi отношения с партнерами останутся прежними, даже если из договоров формально придется убрать строчку об эксклюзивности. Он “сам готов переподписать договор с Pepsi, потому что доволен нынешним партнером и готов пойти ему навстречу”.

Харитоношвили говорит, что его ведомство не собирается ограничиваться лишь сектором напитков и вместе с территориальными управлениями в ближайшие две недели займется “выявлением злоупотреблений, в том числе путем использования эксклюзивных договоров, в наиболее значимых сегментах рынка”.

Табачных производителей инициатива антимонопольных органов не радует. “ФАС не имеет права вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов: если производители заключают эксклюзивные договоры с магазинами, значит, это выгодно обеим сторонам”, – негодует представитель крупной табачной компании. “Всегда можно договориться устно”, – предлагает выход его коллега из другой табачной компании.