Первый в очереди

В. Волков

Бюджетный инвестфонд придумал министр экономического развития Герман Греф. Бюджетом на 2006 г. фонду уже выделено 70 млрд руб., но не решено, как отбирать проекты и выделять деньги. Но предприниматели и чиновники уже начали охоту за средствами. Например, еще 9 августа мэр Москвы Юрий Лужков велел подчиненным разработать крупные инвестпроекты для освоения денег фонда. “Появилась статья на целевые инвестиции в объеме 70 млрд руб. для крупных объектов в объеме не ниже 5 млрд руб.” и надо “в обязательном порядке разработать предложения”, цитировал мэра ИТАР-ТАСС.

Но первым до цели может добраться владелец “Русала” и “Базового элемента” Олег Дерипаска. Вчера магнат приехал к президенту Владимиру Путину в его резиденцию “Бочаров Ручей”, чтобы обсудить вопросы, входящие в сферу интересов “Русала”. Как сообщили в пресс-службе “Базэла”, речь, в частности, шла о достройке Богучанской ГЭС. Дерипаска сообщил Путину, что “Базэл” договорился с РАО ЕЭС. “Это вопрос не просто строительства станций и линий, которые свяжутся с единой энергосистемой, но и вопрос, связанный с развитием инфраструктуры региона; это строительство железной дороги, освоение лесных запасов”, – цитируют Дерипаску информагентства. По его словам, в строительство ГЭС и алюминиевого завода планируется вложить $1,8 млрд, а если строить ЦБК и осваивать месторождения в левом Ангарье, инвестиции достигнут $4,5 млрд. “Смотрится уже весьма солидно”, – резюмировал Путин. Дерипаска ответил, что документы по началу строительства должны быть готовы к 1 ноября.

Как удалось выяснить “Ведомостям”, разговор с Путиным о Богучанской ГЭС и алюминиевом заводе возник не на пустом месте. Источник, близкий к администрации Красноярского края, рассказал, что РАО, “Русал” и краевые власти ведут переговоры с Грефом о том, чтобы проект финансировался из инвестфонда. “Мы хотели бы, чтобы на средства фонда была профинансирована инфраструктура: переселены люди из зоны затопления ГЭС, построены железные и автомобильные дороги”, – объясняет собеседник “Ведомостей”. По его словам, строительство инфраструктуры может стоить $2–2,5 млрд исходя из инвестиций в размере $500 млн в течение 4–5 лет.

Источник, близкий к Дерипаске, рассказал, что 24 августа Путин обсуждал деятельность “Русала” с Грефом, после чего вызвал Дерипаску. “Это не будет помощью коммерсантам, – рассуждает сотрудник “Русала”. – Вся инфраструктура отойдет или самому государству, или госкомпаниям”. По его словам, за счет госинвестиций будут построены магистральные ЛЭП от станции до завода, а также другим потребителям. Их передадут Федеральной сетевой компании. Собеседник “Ведомостей” оценивает инвестиции из фонда в $2 млрд, из которых до $1 млрд – на строительство железной дороги, $600–800 млн – водохранилище и $150–200 млн – ЛЭП.

Представитель РАО ЕЭС говорит, что финальных договоренностей о строительстве ГЭС и завода пока нет, так как не решены вопросы финансирования. Но кремлевский чиновник подтвердил, что Путин принципиально одобрил участие государства в проектах, предлагаемых Дерипаской. “Правительство будет финансировать работы в зоне затопления из инвестфонда при условии реальных инвестиций “Базэла” в проект”, – говорит он. Однако он напоминает, что положение об инвестфонде не утверждено и механизм финансирования не отработан. В то же время “толкотни проектов в 2006 г. еще не будет, так что обязательный для финансирования конкурс будет условный”, продолжает подчиненный Грефа.

У Дерипаски есть все шансы распечатать фонд, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. “Идея создания фонда обсуждается уже около года, но за это время не было представлено ни одного серьезного проекта, – рассуждает он. – Так что если Дерипаска представит качественное ТЭО, то государство может пойти на эту сделку”. Если это произойдет, федеральный бюджет впервые будет финансировать строительство инфраструктуры для частных проектов. Но регионам этот опыт уже знаком. Правительство Петербурга обещало подвести к участку, на котором японская Toyota построит свой автозавод, все коммуникации, потратив на это свыше $70 млн.