ВЕКТОР


До сих пор украинский рынок предпочитали осваивать российские инвестбанки. В этом году киевские офисы открыли “Русские фонды” и “Тройка Диалог”, прошлым летом там появилась “дочка” “Ренессанс Капитала”. Не первый год на местном рынке работают “Альфа-банк Украина” и ИФД “Капитал Украина”. Российская биржа РТС недавно предложила украинской бирже “Перша фондова торговельна система” (ПФТС) создать совместную срочную торговую площадку. Интерес инвесторов к Украине и высокий спрос на местные акции подогрела оранжевая революция. В прошлом году украинский фондовый индекс PFTS вырос на 204,5% (российский индекс РТС повысился лишь на 8,3%). Многие российские аналитики не устают одергивать спекулянтов, предупреждая, что бешеный рост украинского рынка окончится плачевно, и напоминают про российский августовский кризис 1998 г. Но крупных игроков этими рисками уже не испугать. Те, кто в 1998 г. сбежал из России, сегодня кусают локти – умиравший тогда рынок вырос к лету 2005 г. в 25 раз.

Атака на Киев

Пессимистов, боящихся взрыва украинского фондового пузыря, становится все меньше. Инвестиционным бизнесом в Киеве решил заняться швейцарский банк UBS, а УК Kazimir Partners создала фонд для вложений в украинские акции, надеясь привлечь в него $50–100 млн.

Пациент еще жив

Результаты двух крупнейших российских сотовых операторов – “ВымпелКома” и МТС за I квартал этого года изрядно напугали инвесторов. У обоих операторов серьезно снизилась ежемесячная выручка с одного абонента (ARPU). И котировки акций обоих операторов на Нью-Йоркской бирже рухнули на 10%, а аналитики заговорили, что столь стремительное снижение ARPU – сигнал скорого замедления роста на рынке сотовой связи. Правда, сами операторы считали, что все не так плохо, – просто сказался сезонный фактор. Традиционно считается, что зимой люди больше сидят дома и общаться предпочитают по обычному телефону, а не по сотовому. Время показало, что операторы правы и читать отходную рынку сотовой связи еще рано. Во II квартале “ВымпелКом” умудрился не только повысить ARPU, но и достичь рекордного за всю свою историю показателя рентабельности. В компании не полагались только на то, что летом люди станут говорить больше. “ВымпелКом” сократил вознаграждение региональным дилерам, что позволило компании значительно сократить свои расходы. Ожидается, что результаты МТС, которые компания объявит на следующей неделе, тоже будут положительными. Прогнозы аналитиков теперь снова полны оптимизма: они считают, что в этом и следующем году сотовый рынок продолжит расти, причем как за счет новых абонентов, так и за счет увеличения доходов от существующей абонентской базы. А в плохих результатах и панике инвесторов, по мнению аналитиков, виноваты сами операторы, которые в предновогоднем угаре, стремясь во что бы то ни стало обогнать конкурентов, раздавали направо и налево бесплатные SIM-карты и бесплатные минуты.

Бремя долга

В ближайшие годы “Металлоинвест” (управляет Михайловским ГОКом и “Уральской сталью”) имеет все шансы стать металлургической группой с самым большим долгом. Вчера пресс-служба “Металлоинвеста”сообщила о намерении привлечь на рынке внешних заимствований $150 млн для развития бизнеса. Эта сумма для “Металлоинвеста” незначительна во всех смыслах. У компании с такими оборотами не должно быть проблем ни с привлечением, ни с освоением, ни с погашением такого займа. К тому же сейчас у российских комбинатов относительно небольшие долги в сравнении с западными конкурентами. Но случай с “Металлоинвестом” особый. В начале года совладелец компании Алишер Усманов и его партнер Василий Анисимов заняли во Внешторгбанке на 10 лет $1 млрд на покупку акций Михайловского ГОКа. Партнерам, без сомнения, по силам погасить этот кредит, но источником средств, видимо, будут дивиденды Михайловского ГОКа и “Уральской стали”. Между тем оба завода нуждаются в значительных инвестициях, на которые собственных средств и так может не хватить. ГОК собирается построить завод горячебрикетного железа и обзавестись литейно-прокатным модулем, а это не менее $1 млрд инвестиций. А “Уральская сталь”, в отличие от уже полностью модернизированных НЛМК или ММК, только приступает к реконструкции, на которую уйдет не менее $400 млн. Тем временем цены на сталь и металлургическое сырье уже начали снижаться. Поэтому уже в этом году все металлурги, включая “Металлоинвест,” заработают меньше денег. Но если и дальше тянуть с модернизацией, заработки будут сокращаться быстрее, чем у конкурентов.