Задача с дачей


“К сведению дачников, Исполнительный комитет Павловского cовдепа сообщает, что слухи о том, что Павловск в предстоящие весенний и летний сезоны закрыт для дачников, не имеют никаких оснований. Как и в прошлые годы, Павловск готов принять к себе всех желающих воспользоваться его воздухом, парком и окрестностями и отдохнуть от столичной жизни”, – газета “Петроградская правда”, которая таким образом в 1918 г. приглашала своих читателей на дачу, видимо, была уверена: война – это временно, дачи – навсегда.

Действительно, к концу позапрошлого века средний горожанин уже не мыслил себя без дачи. Для жителей столичных городов дача выполняла функцию второго жилища, расширяющего границы частного пространства.

Но времена меняются, и сегодня слово “дача” иначе как российский феномен не определяется. Более того, при советской власти дача перестала восприниматься гражданами как уголок для отдохновения и начала выполнять преимущественно хозяйственно-огородные функции: выезжая на лето на свои законные 6 соток, дачники без устали выращивали клубнику, картошку, солили огурцы, варили варенье и проч. Правда, российские социологи, которые уже не один десяток лет изучают феномен дач, считают, что в ближайшее время дача окончательно утратит свою экономическую функцию: грядки с картошкой и огурцами исчезнут вовсе.

Картофельный индекс

Вот уже несколько лет подряд во время урожайного сезона маркетолог Андрей Кулаков раз в месяц встает в 7 утра, едет на Павелецкий вокзал и встречает клубнику, помидоры и картошку. Все это с волгоградским поездом присылает его мама. “Когда я учился в университете, эти посылки были настоящим праздником для всей общаги. Теперь я зарабатываю столько, что могу обеспечить и себя, и маму, да и Москва совсем не голодный город. На вопрос “Мама, ну а картошку зачем?!” обычно следует ответ “Так то ж с дачи, сынок” – он должен полностью развеять мои сомнения. И я понимаю: сопротивление бесполезно”, – рассказывает он.

Кулаков, возможно, одна из немногих “жертв” дачи. Потому что большинство людей дачи все-таки любят и, более того, даже не мыслят жизни без них! Например, когда в начале лета ВЦИОМ попытался выяснить, как будут реагировать россияне на рост тарифов на пригородном транспорте, лишь 4–5% опрошенных заявили, что перестанут в связи с этим ездить на дачи. 25% горожан готовы платить столько, сколько нужно: “как ездили, так и будем ездить” ответили 23–26%. Еще 3–4% сообщили, что просто не будут покупать билет, а 4–6% радикально настроенных граждан даже готовы были принять участие в акциях протеста. Так и хочется сказать: мы не отдадим наших завоеваний!

Последний российский экономический кризис 1998 г. продемонстрировал практическую обоснованность ориентации на самообеспечение: на фоне всеобщей паники дачники, у которых была “своя” картошка и т. д., оставались относительно спокойными. В очередях можно было услышать: “На дачу, что ли, уехать и там пересидеть?”

Профессор Оксфордского университета Ричард Роуз, занимавшийся исследованием дачного феномена, объясняет его появление просто: “Если люди не хотят остаться без еды, они вынуждены прибегать к производству продуктов питания домохозяйствами и/или вовлекаются в бартерные отношения”. Он также считает, что выращивание горожанами продуктов питания – особенность “стрессовых обществ” (stressful societies). Как только ситуация начинает нормализовываться, экономическая функция пропадает.

Правда, не все с этим согласны. “Вы знаете, я бы сам с удовольствием лежал на даче в гамаке или стриг газон, – говорит редактор дачной российской газеты “6 соток” Андрей Туманов. – Но как-то не получается. Не могу я есть картошку, которую продают в магазине, – я же не знаю, из чего она сделана”.

Но все же, по данным Госкомстата, количество частных огородов в России постепенно снижается. Даже после кризиса 1998 г. неизбежный рост числа огородников оказался кратковременным.

“Думаю, что по мере преодоления прежних традиций и улучшения качества жизни в России все дальше будет оттесняться на задний план экономическая функция дачи, – считает социолог Ирина Чеховских. – Но как культурный феномен она вряд ли исчезнет”.

Гарри Поттер и русские дачники

Кстати, шотландцу Ричарду Роузу скоро не обязательно будет ехать в Россию, чтобы изучать русские дачи. The Times не так давно сообщила, что десятки российских бизнесменов и зажиточных людей свободных профессий собираются покупать на севере Шотландии небольшие земельные участки с недвижимостью в качестве dach. В графстве Пертшир, по соседству с одной из самых богатых женщин мира и автором книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг, застройщики уже скупили землю.

Почему загородный дом на севере Шотландии будет называться дачей, понять трудно, но, наверное, повод к этому есть.

“Просто в России сегодня трудно найти место, где можно построить настоящую дачу, где будет безопасно и с низким заборчиком. Ведь подмосковные дачные поселки – это уже и не дачи вовсе, а такие городки”, – объясняет выбор состоятельных россиян директор галереи “Дача” Владимир Чулюков.

Конечно, дача как способ выживания рано или поздно прекратит свое существование, продолжает Чулюков свои размышления. Люди уже больше думают о том, какая лужайка у них будет перед домом, какие растения там будут расти, – иными словами, проявляют интерес к эстетической стороне дела.

“Хотя если не так давно обеспеченные дачники старались все снести и засеять газон травкой, то теперь маятник качнулся в другую сторону: все начали сажать какие-то ягодные кустарники и фруктовые деревья”, – добавляет он.

Но, конечно же, дело не в желании запастись на зиму солеными огурцами и вареньем из “своих” яблок. Французский ученый Ронан Эрвуэ из Бордо, который в течение нескольких лет изучал “феномен дач” на территории бывшего СССР, считает, что распространенное представление о том, что дача – это способ ежедневного выживания, все-таки ошибочно: “Большинство дачников говорят об экономической нерентабельности труда на загородном участке”. Поэтому, как полагает социолог, главной причиной популярности дач на постсоветском пространстве является определенный набор факторов, среди которых – объединение членов семьи и друзей вокруг дачи и даже работы на участке, а также возможность с помощью дачи показывать другим свою особенность.

Довольно смелое предположение, но, собственно, почему бы и нет? В отчете исследования “Сколько тратит Россия”, который в прошлом году проводили Ren TV, ФБК и “Ведомости”, имеется замечательное подтверждение гипотезы Эрвуэ: руководителю известного банка, который прославился среди знакомых тем, что выращивает картофель в своей загородной резиденции на Рублевском шоссе, друзья-банкиры преподнесли титановую лопату с инкрустированным ореховым черенком стоимостью $5000.