До Базеля далеко


ЦБ давно призвал банки ориентироваться на “Базель II”.

“Не могу ответить на вопрос, когда Россия должна принимать систему “Базель II”. Срок должен определяться внутренними условиями страны. Однако в системе “Базель II” содержатся принципы, которые имеют отношение ко всем органам банковского надзора и ко всем банкам на всех рынках”, – говорит Хайме Каруана, управляющий Банка Испании и председатель Базельского комитета по банковскому надзору, разработавшего “Базель II”. По плану ЦБ переход должен состояться к 2008 г. (I компонент) и 2009 г. (II и III компоненты).

Однако пока лишь 18% банков уверены, что к этому времени смогут должным образом перестроиться, а 16% уже сейчас осознают, что им это не по силам. Половина банков вообще сомневается в своей способности отвечать новым требованиям. Основные проблемы, по мнению первого вице-президента ассоциации Александра Хандруева, – несовершенство регулирования (прежде всего отсутствие механизма раннего предупреждения кризисных ситуаций) и высокий уровень затрат. Если I компонент “Базеля II” достаточно формален и его можно внедрить в указанные ЦБ сроки, то с дальнейшими шагами спешить не следует – лучше посмотреть, как это пойдет в других странах, призывает Хандруев.

Однако исследование “России” вселяет оптимизм в ЦБ. Тот факт, что четверть банков уже хотя бы частично следует требованиям “Базеля II”, – хороший сигнал, убежден директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. Ведь пока во всем мире эти подходы используют лишь самые продвинутые банки и регуляторы, напоминает он. А по мере подготовки нормативной и законодательной базы готовых следовать “Базелю II” станет больше, убежден Симановский.

Оценивать риски клиентов на уровне прогрессивных мировых стандартов невозможно, пока большинство предприятий с трудом составляет российскую отчетность, предупреждает предправления Бежица-банка Николай Бурдель. Он предлагает ЦБ предусмотреть переходный период по аналогии с внедрением отчетности по МСФО. А главный бухгалтер Национального космического банка Елена Меркулова обращает внимание на новую оценку рисков. Так, при оценке кредитных рисков банкам придется полагаться не на себя, а на внешнего оценщика (кредитное бюро или рейтинговое агентство).

По мнению финансового директора Банка Москвы Юрия Максутова, переход на “Базель II” необходим для лучшей интеграции в мировую банковскую систему, повышения международных рейтингов и упрощения заимствований на зарубежных рынках. Но его удивляет повышение норматива достаточности капитала с 10% до 12% (при требовании “Базеля II” – 8%). “Это двойное ужесточение, которое приведет к резкому замедлению роста кредитования экономики”, – предупреждает Максутов.

Симановский предлагает банкам не сидеть сложа руки и вместе с ЦБ готовиться к грядущим переменам: “Время еще есть. Хотя его мало”.