Налоги не уменьшатся

В 2006 г. правительство хоронит налоговую реформу/ Д. Гришкин

Выход бизнеса из тени за счет снижения налогов – главная цель затеянной правительством пять лет назад масштабной налоговой реформы. Правительство рассчитывало снизить номинальную налоговую нагрузку на компании с 37% до 28% ВВП. А реальная собираемость налогов должна была приблизиться к 100%. С тех пор власти отменили все оборотные налоги и целевые сборы, ввели самую низкую в Европе ставку подоходного налога (13%), снизили с 35% до 24% налог на прибыль, с 20% до 18% – НДС и с 35,6% до 26% – ЕСН. C 2001 г. налоговое бремя каждый год снижалось на 1% ВВП. По итогам 2005 г., прогнозирует Минфин, нагрузка на бизнес будет не больше 32% ВВП.

Правительство Михаила Фрадкова этим принципам изменять не собиралось. Премьер даже порывался снизить НДС – с нынешних 18% до 13%. А министр финансов Алексей Кудрин заявлял в феврале, что высокие цены на нефть позволяют в 2006–2008 гг. снизить налоговое бремя на 500 млрд руб. – по 150–200 млрд руб. в год. Но в проекте бюджета на 2006 г., который в пятницу правительство внесло в Думу, говорится, что сумма всех изменений налогового законодательства приведет к снижению доходов федерального бюджета на 0,07% ВВП (18,6 млрд руб.).

“Причина – повышенные социальные обязательства бюджета, возникшие из-за монетизации льгот”, – объяснил “Ведомостям” представитель Минфина. По его словам, снижением налогов пришлось пожертвовать из-за того, что непроцентные расходы бюджета растут более высокими темпами, чем доходы, даже несмотря на рост нефтяных цен. Протесты льготников и пенсионеров вынудили правительство в этом году выделить на монетизацию льгот около 500 млрд руб. вместо 300 млрд руб. запланированных. А в 2006 г. социальные расходы увеличатся еще на 28%. По мнению экономистов, есть и другая причина: больше половины налоговых доходов идет в региональные и местные бюджеты. Правительство не решается радикально снижать налоги, чтобы не задевать интересы регионов, думает Илья Трунин из Института экономики переходного периода.

Эксперты советуют делать скидку на то, что в расчет бюджета-2006 впервые была заложена реальная цена на нефть ($40 за баррель). Из-за этого, объясняет Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа (ЦМАКП), прогнозы поступлений от налога на добычу нефти и экспортных пошлин резко выросли. Если устранить “нефтяной фактор”, то налоговая нагрузка в 2006 г. снизится на 0,7–0,8% ВВП, подсчитал он. Сенатор от Пермской области Татьяна Попова напоминает, что часть выгодных налоговых нововведений “перекрывается” негативными налоговыми новациями, и 18,6 млрд руб., заложенные в бюджете, – это разница между ними.

Экономисты и бизнесмены считают, что правительству следовало бы воспользоваться удачной конъюнктурой, чтобы довести налоговую реформу до конца. “Странно, что правительство не снижает налоги именно сейчас”, – удивляется главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Нефтяные фьючерсы на конец года уже приближаются к цене $70/барр., а значит, бюджетный профицит в 2006 г. будет не меньше 6–7% ВВП. При таких показателях социальные расходы – не помеха для снижения налогов. “Высокие налоги подрывают нашу конкурентоспособность и мешают росту”, – сокрушается президент компании “Крокус Интернешнл” и замруководителя предпринимательского союза “ОПОРа России” Арас Агаларов. – Чтобы обеспечить выживание, компании все еще вынуждены уходить в теневой сектор”. Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич подтверждает этот вывод: реальная уплата НДС не превышает 62%, а примерно с трети зарплат не платится ни подоходный налог, ни ЕСН.

Чиновники обещают продолжать налоговую реформу. Правительство не откажется от ориентира в 1% ВВП, обещает замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, ведь “снижение налогов стимулирует экономический подъем лучше, чем инвестиции в госсектор”. Но руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин говорит, что правительство вернется к обсуждению вопроса о снижении ставки НДС не раньше 2008 г. А предпринимателей сейчас больше волнует налоговое администрирование, а не снижение ставок, считает финдиректор Заволжского моторного завода Александр Конюхов. По его мнению, нагрузка на наши компании сопоставима с уровнем налогов в других странах, а вот система работы налоговых органов нуждается в совершенствовании.