Предпринимательство не уживается с комфортом


В 1991 г. Тетсуя Иизука бросил престижную работу исследователя в крупнейшем мировом производителе электроники Toshiba и основал собственную компанию Thine. И не жалеет о сделанном. Сейчас в Thine работают всего 70 человек, но объем продаж в прошлом году составил 16,7 млрд иен ($150 млн). Оборот компании растет в среднем на 20% в год, и, по расчетам Иизуки, в ближайшие несколько лет Thine сможет открыть еще по крайней мере два исследовательских центра.

Thine занимается разработкой и маркетингом полупроводниковых устройств, обрабатывающих аналоговые и цифровые сигналы. Такие устройства широко используются, например, в телевизорах и мониторах с плоскими экранами. Для решения всех производственных задач привлекаются субподрядчики – тайваньские и японские производители полупроводниковых компонентов. Из 70 нынешних сотрудников компании около 55 – инженеры, которые работают в трех центрах, расположенных в Токио, Киото и Кюсю, самом южном из крупных японских островов.

Приблизительно половина продаж Thine приходится на международные рынки. Конкурировать приходится с американскими и японскими компаниями, значительно превосходящими Thine по размеру, например National Semiconductor, Analog Devices и Texas Instruments. “Я не стремлюсь любой ценой увеличивать объем продаж, – говорит Иизука. – Меня гораздо больше интересует прибыльность”. Он гордится, что в Thine прибыль на одного сотрудника в 20 раз выше, чем во многих крупных японских конгломератах, таких как Toshiba и Hitachi.

Поэтому в погоне за талантливыми специалистами Иизука готов идти на неординарные шаги. “В поиске сотрудников иногда приходится идти на компромиссы, – говорит Иизука. – А это значит, что работодателям необходимо создавать рабочие места, соответствующие потребностям персонала”. Например, при выборе мест для строительства новых исследовательских центров он готов учитывать пожелания работников компании. В результате возможно, что в недалеком будущем инженеры будут тратить меньше времени на дорогу.

Многие молодые японцы чувствуют себя слишком комфортно, чтобы задумываться о предпринимательстве, утверждает он. В результате в стране создается крайне мало новых компаний, и это плохо влияет на ее экономический потенциал. Необходимы решительные меры, чтобы привлечь лучших японских специалистов к предпринимательству. “В Японии существует множество социальных структур, которые не дают людям попробовать что-нибудь новое”, – говорит Иизука.

Поэтому он тратит много времени и сил, чтобы убедить людей, что предпринимательство – стоящее дело. С 2000 г. Иизука возглавляет Ассоциацию японских производителей полупроводников, которую он организовал, чтобы привлечь внимание к необходимости идти на рискованные шаги в электронной промышленности. Ассоциация сводит вместе японских производителей электроники, потенциальных предпринимателей и финансистов и помогает находить средства для создания новых предприятий.

Дело в том, что небольшим компаниям хотя бы поначалу лучше работать вместе с крупной группой, такое сотрудничество помогает приобрести неоценимый опыт в области технологий и маркетинга, уверен Иизука. На этапе становления Thine Иизука поступил именно так: он заключил союз с Samsung, южнокорейским гигантом потребительской электроники, занимающим лидирующие позиции в производстве телевизоров и мониторов с плоским экраном.

В 1990-е гг. Samsung принадлежал контрольный пакет акций Thine, но четыре года назад благодаря размещению акций на Токийской фондовой бирже для небольших компаний (Jasdaq) компания обрела независимость. Кроме финансовой поддержки Samsung Иизука получил несколько хороших уроков бизнеса, в частности он увидел, как быстро может измениться отношение потребителей к новым продуктам, например к телевизорам с плоским экраном.

Но хотя бизнес Thine до сих пор развивался успешно, Иизука признается, что у него неоптимистичные прогнозы в отношении появления в Японии в ближайшие несколько лет молодых успешных компаний. Одна из причин заключается в том, что японская электронная промышленность в 1990-е гг. переживала трудный период из-за ослабления экономической ситуации в стране и жесткой конкуренции со стороны иностранных компаний. “Множество японцев в возрасте от 23 до 35 лет [в электронной промышленности] не знают вкуса победы в бизнесе, и это накладывает свой отпечаток”, – говорит Иизука.

Он также считает, что шансы на успех новых компаний сократились из-за того, что крупные японские группы сумели пережить кризис 1990-х. “Возможно, было бы лучше, если бы некоторые из них потерпели крах. Это побудило бы больше талантливых людей попробовать свои силы в предпринимательстве”, – говорит Иизука. (FT, 12.07.2005, Ирина Окунькова)