Протокол казанских мудрецов


“Мы навечно в СНГ”

Саммит в минувшую пятницу в Казани собрал всех лидеров СНГ, кроме Ниязова – его заменил вице-премьер Аганияз Акыев. Он передал участникам специальное послание, в котором Ниязов попросил лидеров СНГ признать особый статус Туркменистана – ассоциированного члена.

“Еще в 1995 г. мы получили нейтралитет, поэтому не можем обсуждать военные вопросы, проблемы безопасности, борьбы с терроризмом, – объяснил “Ведомостям” полномочный посол Туркмении в Белоруcсии, постоянный полномочный представитель Туркмении при органах СНГ Илья Вельджанов. – Просто раньше об этом мало говорили, а теперь мы решили, чтобы об этом узнали все”. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, теперь Туркменистан подпишет отдельное соглашение с СНГ, где будут прописаны его возможности в Содружестве.

Ниязов неоднократно демонстрировал разочарование в СНГ, утверждая, что каждое государство идет своим путем развития и нельзя связать всех через СНГ одним законом. “Туркмения никогда плотно не участвовала в СНГ, а Ниязов всегда предпочитал двусторонний формат общения по конкретным проблемам”, – говорит Владимир Фролов из Фонда эффективной политики. Но рушить СНГ туркмены не собираются. “Задачи развалить Содружество перед нами не стоит, – улыбается Вельджанов. – Ведь именно Туркменистан был одним из инициаторов создания СНГ в составе 12 государств. Мы навечно в СНГ. Содружество распадется, а мы в нем останемся”.

Фролов не склонен рассматривать решение Туркменистана как серьезный удар по СНГ.

Президенты отдали СНГ

Другие лидеры усердно делали вид, будто не списывают СНГ со счетов. Даже президент Грузии Михаил Саакашвили признал, что “Содружество не исчерпало своих возможностей” и остается хорошим “механизмом для консультаций”. Но конкретный план реформирования союза лидеры обсуждать не стали, отдав этот вопрос на откуп “совету мудрецов”. “В него войдут не представители правительств, а авторитетные юристы и общественные деятели”, – пояснил источник в администрации российского президента.

“Заслуга Содружества в том, что оно позволило избежать кровавых сценариев на постсоветском пространстве, как это было в Югославии, – говорит Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. – Но сейчас всем понятно, что СНГ – нежизнеспособная организация, поэтому и реальных шагов для ее спасения никто не предпринимает”. К тому же за последние пять лет экономики стран бывшего СССР “развивались по-разному”: лишь четыре страны имеют положительный торговый баланс за счет нефти и газа, а остальные вынуждены использовать экспорт гастарбайтеров и сельхозпродукции, чтобы выжить, добавляет президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. “Но распад СНГ не означает прекращения интеграционных процессов на постсоветском пространстве, – уверен Рябов. – На смену Содружеству придут более узкие организации по типу ЕЭП и ЕврАзЭС, которые займутся решением конкретных задач в сфере экономики, безопасности, гуманитарного и культурного сотрудничества.

Их оставалось только трое

Судьбу ЕЭП в Казани обсуждали президенты России, Украины, Казахстана и Белоруссии. Организация, созданная в 2003 г., предусматривала создание зоны беспошлинной торговли, свободное движение капитала и рабочей силы, единые правила поддержки производителей. Но с самого начала Украина не хотела идти в ногу со всеми. Украинцев интересовало лишь создание зоны свободной торговли без изъятий, т. е. без таможенных ограничений на перемещение товаров внутри ЕЭП. Украина, кроме того, не спешила согласовывать с партнерами по ЕЭП свое вступление в ВТО, что категорически не устраивало Россию. Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков объяснял, что если украинцы обнулят свои таможенные тарифы после вступления в ВТО, то при наличии зоны свободной торговли с Россией товары, поставляемые на Украину из других стран, хлынут на наш рынок.

Новый украинский президент Виктор Ющенко, провозгласивший приоритетный курс Украины на интеграцию с Евросоюзом, и вовсе поставил под сомнение участие республики к ЕЭП. А в начале августа министр экономики Украины Сергей Терехин заявил, что Украина отказывается от ЕЭП и не будет никому “морочить голову”.

Партнеры уговаривать украинцев держаться за ЕЭП не стали. После встречи “четверки” в Казани президент Владимир Путин заявил, что к марту 2006 г. для создания ЕЭП будет подписано 44 документа, но в формате Россия – Казахстан – Белоруссия. Ющенко признался, что пока не может получить “санкцию парламента” на создание надгосударственного органа в ЕЭП, который будет устанавливать таможенные тарифы, и поэтому Украина не сможет подписать эти 44 документа. Путин сделал вид, что не расстроился: “Если в обществе, в парламенте в любой из наших стран есть какие-то сомнения, то лучше не спешить. Потому что в противном случае это будет смотреться как нечто навязанное со стороны”.

Украина действует по принципу “уйти, чтобы остаться”, пытаясь добиться преференций в рамках ЕЭП, полагает источник в российском правительстве. “Она может рассчитывать на интеграцию с Евросоюзом, но это не вопрос ближайших лет, поэтому пока ей не обойтись без экономических связей с Россией, – рассуждает чиновник. – К тому же если Украина покинет ЕЭП, то зона свободной торговли без изъятий ей уже не светит”. А оставшаяся “тройка” может спокойно создавать ЕЭП и без украинцев. “В любом случае это позволит расширить рынки сбыта и кооперации”, – говорит чиновник. “Вопрос только в том, что делать с ЕврАзЭС, – добавляет Рябов. – Отличие ЕЭП от этой организации по большому счету сводилось лишь к тому, чтобы привлечь к интеграции Украину”.