СВОЕ – ЧУЖОЕ: Справимся сами


Вопреки стереотипам, иностранный капитал в российскую экономику приходит, и очень активно. Но еще интереснее, как к этому относятся граждане. Будучи потребителями иностранной продукции, они на субъективном уровне больше любят отечественную и хотели бы ограничить проникновение иностранного капитала в страну.

Расчеты экономистов говорят о впечатляющем вкладе предприятий с иностранным участием в общенациональный выпуск. В некоторых отраслях эта доля приближается к критической отметке. В промышленности она достигает 27,8%; в торговле и общественном питании – 28,2%; в общей коммерческой деятельности – 42,3%; в отрасли связи – 47,5%. Такими цифрами уже никак нельзя пренебрегать. Особенно показательны в этом смысле последние две отрасли – в них доля участия иностранного сектора приближается к 50%.

Учитывая сложившиеся тенденции и то, что приведенные количественные оценки соответствуют 2003 г., можно предположить, что в 2005 г. иностранный сектор в указанных отраслях уже превышает 50%-ную отметку и действительно является определяющим фактором их формирования и развития. Что дополнительно подтверждается данными о доли капиталовложений иностранного сектора в отдельных отраслях. В целом по промышленности она составляет 29,5%, в промышленности строительных материалов – 45,7%, в пищевой промышленности – 52,0%, в лесной и деревообрабатывающей – 62,9%, а в черной металлургии – 75,2%. Здесь налицо уже состоявшееся доминирование иностранного капитала, а указанные отраслевые ниши впоследствии могут стать плацдармом для завоевания смежных и новых рынков.

Таким образом, Россия переживает период полномасштабной экспансии иностранного сектора и ужесточения конкуренции между ним и отечественными предприятиями. Еще в конце 90-х гг. ничего подобного не наблюдалось. Ситуация кардинально изменилась за прошедшие несколько лет.

Любить своих

Серьезность возникшей ситуации не слишком заботит власти, но интуитивно улавливается простым населением. Проведенное ВЦИОМ в июле 2005 г. обследование позволило получить целый ряд неожиданных, если не сказать парадоксальных результатов.

Мы выбираем иностранное? Совсем нет. Если сравнивать иностранные и отечественные предприятия по классическому показателю конкурентоспособности “качество/цена” внутри России, то местный бизнес выигрывает с большим перевесом. Субъективный индекс конкурентоспособности отечественных товаров в России составляет 63,81%, что более чем вдвое превышает соответствующий показатель для иностранных товаров (см. таблицу 1). Доля россиян, не определившихся по этому вопросу, невелика – 5,5%. Таким образом, полученный вывод никак не может быть случайным и заставляет пересмотреть некоторые общепринятые стереотипы.

На наш взгляд, здесь мы сталкиваемся со случаем, когда представления людей об экономической реальности совершенно не соответствуют самой реальности, которую они отражают. Все бытовые наблюдения показывают, что россияне однозначно отдают предпочтение иностранным товарам по самому широкому ассортименту.

По всей вероятности, россияне чрезвычайно враждебно воспринимают своих внешних конкурентов, в результате чего происходит своеобразное самозомбирование. Опасения в отношении иностранного капитала приводят к занижению истинных свойств иностранных товаров.

Это дает огромные преимущества отечественному бизнесу. Однако нынешний ход событий говорит о том, что российские предприниматели совершенно не используют эти преимущества и продолжают уступать российский рынок своим иностранным конкурентам. Таким образом, отечественный капитал игнорирует поддержку своего собственного потребителя.

Работать на своих

Россияне с большей готовностью будут работать на отечественных предприятиях, чем на иностранных. Индекс доверия отечественному работодателю составляет 47,23%, что на 6,5 п. п. выше аналогичного показателя для иностранных компаний (см. таблицу 2). Перевес на стороне отечественного бизнеса, но он не так драматичен, как на потребительском рынке.

Главной причиной желания работать на иностранном предприятии для россиян, симпатизирующих иностранным предприятиям, является высокая, своевременно выплачиваемая заработная плата – 75% опрошенных. Следующий за ним фактор условий труда оказывается почти в 7 раз менее значимым, остальные еще менее заметны.

Главными причинами нежелания россиян работать на иностранных предприятиях являются патриотизм (работать на иностранцев – это непатриотично (15,51%) и пафос развития собственной промышленности (17,35%). Оба эти фактора можно отнести к разновидностям гражданского патриотизма, и их сумма составляет 32,86%. Таким образом, рассматриваемая система мотивации россиян базируется не на учете личной выгоды, а на довольно абстрактных общественных ценностях. Можно констатировать, что российский наемный работник отдает предпочтение интересам нации. Если же учесть тот факт, что почти 20% граждан, не желающих работать на иностранных предприятиях, вообще не смогли указать причину этого нежелания, то становится ясно, что отрицательное отношение к иностранному капиталу базируется в основном на общественных стереотипах и не имеет прямого отношения к самим работодателям. И тем не менее иностранный бизнес все равно стоит перед необходимостью менять подобные общественные настроения в свою пользу.

Ограничить чужих

Россияне с большой настороженностью относятся к иностранному капиталу (см. таблицу 3). Группа “консерваторов”, выступающая за полный отказ от иностранного капитала, в зависимости от отрасли колеблется в районе 27,2–80,0%, а группа “либералов”, выступающая за снятие каких-либо ограничений на приток иностранного капитала, – в интервале 1,9–15,8%. Таким образом, налицо явное доминирование консервативной тенденции, за которой стоит надежда россиян обойтись в экономике собственными силами. Индекс неопределенности варьирует в диапазоне 7,9–12,3%, что, хотя и составляет весомую величину, даже при самых крайних обстоятельствах не может существенно изменить нарисованную картину.

Чтобы понять место каждой отрасли в экономическом мироощущении россиян, нами рассчитывался индекс открытости, одна из интерпретаций которого состоит в том, что показывает ту долю иностранного капитала отрасли, с которой готово мириться население России. Расчеты показывают, что в глазах населения инфраструктурные отрасли вполне могут выступать в качестве серьезных центров привлечения иностранного капитала (в таблице 3 эти отрасли помечены темным цветом), в то время как все сырьевые отрасли должны быть максимально защищены от него. В основе таких установок лежит стереотип о том, что иностранный капитал служит каналом расхищения народного достояния, поэтому россияне хотят, чтобы иностранные инвестиции не изымали природные ресурсы страны, а создавали на ее территории новые блага и новую добавленную стоимость.

Просматривается и другая закономерность во взглядах населения – больший индекс открытости имеют именно те отрасли, деятельность которых меньше всего удовлетворяет людей. Например, на первом месте оказывается автомобильная промышленность, продукция которой уже абсолютно не устраивает отечественного потребителя. Следовательно, в сознании россиян иностранный капитал выступает в качестве меры, к которой можно прибегать лишь в крайнем случае, когда отечественное производство уже не соответствует никаким нормам. Однако в любом случае россияне в своих надеждах на иностранный капитал не заходят слишком далеко – участие иностранного капитала в важнейших отраслях российской экономики не должно превышать 1/3. Таким образом, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, по мнению российских граждан, участие иностранного капитала должно быть строго дозированным. Можно утверждать, что либеральные идеи в отношении роли иностранных вложений в российскую экономику большинством россиян не разделяются.

Отношения между иностранным капиталом и Россией усложняются. Опасность утери российской экономикой своей независимости растет. Население страны интуитивно это ощущает и корректирует свои настроения в пользу консервативных стереотипов, предполагающих ограничение допуска иностранного капитала. Чтобы снизить экономическое и социальное напряжение в этой области, необходимо проведение чрезвычайно тонкой и сбалансированной политики в отношении регулирования иностранных инвестиций.