ВЕКТОР


ЦБ отметился

Центробанк сообщил, что с 25 августа стал проводить биржевые операции на рынке рубль/евро. Обычно дилеры пристально следят за действиями ЦБ на валютном рынке и пытаются приспособиться к тактике главного оператора. (Играть против ЦБ уже несколько лет никто и не думает – накопив почти $150 млрд, он легко отобьет любую спекулятивную атаку.) Однако если бы не официальное сообщение ЦБ о проведении сделок рубль/евро на ММВБ, его присутствие вряд ли бы кто-нибудь обнаружил – хотя дневной объем торгов и вырос с обычных 3–5 млн евро до 20 млн евро. (Для сравнения: объем операций на рынке рубль/доллар нередко превышает миллиарды долларов.)

ЦБ отметил, что стал покупать и продавать евро за рубли “в целях совершенствования механизмов осуществления курсовой политики”, реализуя положения денежно-кредитной политики на 2005 г. За этим официозом ровным счетом ничего не кроется: ведь “рынок рубль/доллар остается основным сегментом внутреннего валютного рынка, ситуация на котором определяет уровень официального обменного курса рубля и масштабы возможных интервенций Банка России”. Единственное, что теперь ЦБ сможет покупать евро напрямую у экспортеров, они не будут нести дополнительных конверсионных издержек, а ЦБ сможет пополнять золотовалютные резервы в евро. Но пока рынок рубль/евро настолько узок и малоликвиден, что рассуждать о новых возможностях экспортеров и ЦБ несерьезно.

Китайская работа

Безнадежно устарела шутка, что каждый житель Китая должен сделать в своей жизни три вещи – джинсы, кеды и магнитофон. Сегодня тайваньские и китайские производители успешно завоевывают позиции на более интересном международном рынке компьютерной техники. В последнее время они превратились из аутсайдеров в законодателей мод в производстве ноутбуков. Еще три года назад тон здесь задавали американские компании Dell, Hewlett-Packard и IBM, а также крупные региональные игроки, а прибыльность была намного выше, чем в сегменте настольных компьютеров. Но ноутбуки во всем мире собирают из компонентов, выпущенных прежде всего на Тайване и в Китае. Обычно и сама сборка происходит здесь на заводах – сборщиках электроники на заказ. Несколько лет назад компании этого региона начали использовать для захвата рынка свое основное преимущество – низкие цены. И сейчас в мире ноутбуков продается больше, чем настольных компьютеров. Один из инициаторов передела рынка, тайваньская компания Acer, сейчас соперничает с Dell и уже стала крупнейшим поставщиком ноутбуков в Европе и в России. IBM отказалась от собственного бизнеса персональных компьютеров и продала его китайской Lenovo. Но компании этого региона могут себе позволить снижать цены – ведь им не надо доплачивать кому-то за сборку. И то, что для европейских или американских компаний будет продажей ниже себестоимости, для китайцев окажется выгодной сделкой.

Не выдержал соперничества с китайцами и один из самых бурно развивавшихся отечественных проектов по сборке ноутбуков, iRU, – теперь он сменит гражданство на китайское. Чтобы выпускать ноутбуки по низким ценам, в iRU даже разработали свою операционную систему на базе Linux в надежде сэкономить несколько десятков долларов на лицензии Microsoft Windows. Но, как видно, и это не очень помогло.

Не раздражать власти

Группе “Евраз” не везет за границей. Не успело чешское правительство признать “Евраз” победителем торгов по продаже 98,96% акций Vitkovice Steel, как с подачи кредитора комбината на передачу его акций россиянам был наложен арест. Казалось, удача улыбнулась “Евразу” на Украине. Зять экс-президента Украины Виктор Пинчук, спасая активы от возврата в госсобственность, дал добро на продажу Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) владельцу “Евраза” Александру Абрамову, выступающему в этой сделке в альянсе с “Реновой”. Суды по признанию прошлогодней продажи 50% + 1 акция НЗФ незаконной тянутся давно, но россияне были уверены, что актив в итоге достанется им. С прошлого месяца председателем правления НЗФ является ставленник “Евраза” Анатолий Нероба. Российские партнеры говорили, что, получив оперативный контроль над предприятием, начали due diligence. Но дальше этого продвинуться им не удалось. Планы Пинчука продать завод россиянам встретили яростный отпор со стороны премьер-министра Юлии Тимошенко. Она сразу заявила, что им не видать НЗФ. В прошлую пятницу надежды Абрамова заняться ферросплавным бизнесом на Украине растаяли окончательно. Высший хозяйственный суд признал незаконной приватизацию НЗФ. Теоретически у акционеров НЗФ есть возможность обжаловать это решение, но даже их адвокаты признают, что на это может уйти много времени. А время играет против них, ведь после того, как акции перейдут на счета ФГИ, продолжать спор будет бессмысленно. И если “Ренова” заявляет, что готова принять участие в повторной приватизации НЗФ, “Евраз” хранит молчание. По всей видимости, Абрамов решил не тратить силы и деньги на борьбу за новый бизнес, а сохранить их для более важной схватки – за “Криворожсталь”, контрольный пакет акций которой недавно также перешел от Пинчука в ФГИ. “Криворожсталь” будет продана 24 октября по стартовой цене приблизительно в $2 млрд. И если “Евраз” хочет обзавестись еще одним крупным сталелитейным активом, ему нужно не раздражать местные власти попытками закрепиться на НЗФ, а собирать деньги на торги по “Криворожстали”.