ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Решение агентства состоит в том, чтобы провести независимые экспертизы по оценке стоимости реконструкции Большого театра. А цифра, названная еще ранее, была не 22, а 25 млрд руб. Государство уже решило сэкономить, отказавшись от парковки под Театральной площадью. Многим завсегдатаям Большого, кто на колесах, знакомо: первый акт оперы уходит на поиски места для стоянки. Следующий за парковкой кандидат на выбывание из проекта – поворотный круг на сцене. Еще хотят отказаться от концертного зала и т. д.

Директор театра Анатолий Иксанов уже шутил, что и потомкам надо оставить возможность внести свою лепту в реконструкцию Большого. Действительно, “слишком большие дискуссии” должны продолжаться – не для того, чтобы экономить государственные деньги, а чтобы их больше тратить.

С конца прошлого века длится борьба за реконструкцию. Михаилу Швыдкому удалось ввести ее в формальные рамки. Проведены тендеры (причем фирмы, их проводившие, сами проходили через тендеры), все согласовано, розданы заказы, подписаны договоры, театр закрылся, работы начались. Спасительную возможность отмотать процесс на начало предоставила административная реформа.

Теперь все сделанное Агентством по культуре можно поставить под сомнение. У агентства свои подрядчики, у Министерства культуры обнаружились свои. Как это Михаил Швыдкой не подумал, что партии из бывшего “Мабетекса” тоже захочется отремонтировать Большой театр и всего за 9 млрд? И что Минкульт вполне может спеть эту партию дуэтом с Минэкономразвития?

Сколько раньше не предпринималось попыток убрать вредного Швыдкого, что только не ставилось ему в вину – реституция, “Дети Розенталя”, наконец, взятки “на всех этажах”! Но Швыдкой настаивает на независимой экспертизе и рассчитывает получить лишнюю печать на согласованной смете.

Выиграет Швыдкой – придется тратить 22 млрд. Проиграет – придется тратить больше. Предстоят суды, неустойки, новые экспертизы и тендеры, потеря сроков, глубокое бурение по ночам, авралы, новое потолстение сметы и вновь “слишком большие дискуссии”.

Вот только мало кто за стенами Большого театра думает о том, что пойдет на его сцене после реконструкции. Навряд ли новые постановки: разве на фоне дискуссий кто-нибудь отважится их планировать? Если назначить первый спектакль, скажем, на 1 апреля 2008 г. и пригласить в нем выступить Анну Нетребко, то контракт с ней нужно подписывать прямо сейчас. Есть печальный пример лондонского “Ковент-Гардена”, где первая премьера, запланированная на после реконструкции, целиком, с большими убытками, сорвалась: перенести дату спектакля в графике современного мира невозможно. Так что пойдет в Большом театре опять то же старье. И даже если будет поворотный круг, он еще долго никому не понадобится.