IT и телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Интернет набирает скорость


Рост рынка интернет-провайдеров связан с увеличением доходов от использования широкополосного доступа. В 2004 г. он, по подсчетам iKS-Consulting, обеспечивал 67% выручки провайдеров против 56% в 2003 г.

У корпоративных пользователей, которые приносят провайдерам 60% выручки, 80% подключений осуществляется по выделенным сетям. А вот в частном секторе пока 95% подключений приходится на dial-up. Ведущий консультант J’son & Partners Борис Овчинников считает, что доля широкополосных подключений в домашних хозяйствах к концу 2005 г. составит уже 10% и будет каждый год удваиваться.

С ним согласен директор по маркетингу компании “Петерстар” Ян Столяр. Рынок развивается – удешевляется технология, пользователь постепенно привыкает к более качественному соединению, считает он. По словам Столяра, за последний год “Петерстар” снизил цены на высокоскоростной Интернет (свыше 2 Мб/сек) на 20%. Массовый пользователь интересен интернет-провайдерам, обеспечивающим скоростной выход в Интернет, как потребитель контента средней тяжести (музыки, видеофайлов, игр) и дополнительных услуг (почта, собственная страница в Интернете), поясняет Столяр. “В этом году мы значительно расширили присутствие в частном секторе рынка интернет-услуг: продолжали сотрудничать с кабельными каналами, развивать проекты по подключению жилых домов, привлекая для этого партнеров”, – рассказывает он.

Элла Томилина, директор по внешним связям “Северо-Западного Телекома”, говорит, что у ПТС, петербургского филиала СЗТ, предоставляющего в том числе и услуги интернет-доступа, около 500 000 клиентов, имеющих коммутируемый доступ в Интернет. Это в 10 раз больше, чем тех, кто пользуется широкополосным доступом. “Мы продаем dial-up в кредит, поэтому спрос на услугу очень велик, мы даже перестали давать на нее рекламу”, – говорит Томилина. По ее словам, выручка СЗТ от коммутированного доступа в первой половине 2005 г. составила 382 млн руб. Однако она признает, что будущее за выделенными линиями. Уже в следующем году СЗТ планирует в три раза увеличить инвестиции в широкополосные технологии и занять 25% рынка выделенных линий.

Распространению широкополосного доступа способствует активное продвижение на петербургский рынок новых игроков, в частности московских компаний, которые ведут агрессивную ценовую политику, отмечает Татьяна Толмачева, ведущий аналитик iKS-Consulting. Например, сеть “Корбина-Телеком” предлагает клиентам бесплатное подключение выделенной линии и абонентскую плату установила в $19 (со скоростью доступа 64 Кб/сек с неограниченным трафиком). Аналогичная услуга петербургского провайдера WebPlus стоит $14,75 при стоимости подключения 3249 руб.

Аналитики пока сдержанны в оценке перспектив широкополосного Интернета. Евгений Голосной, аналитик “Тройки Диалог”, сравнивает рынок Интернета с телекоммуникационным: “Когда ARPU на мобильную связь опустился до уровня $8–10, она стала массовым явлением. Широкополосные технологии ждет тот же эффект, когда цена на них снизится до того же уровня”.

На свою долю интернет-рынка претендуют и мобильные операторы. “Дельта Телеком”, развивающий сеть “Скай Линк” стандарта CDMA-450, весной вывел на рынок новый тарифный план, который предусматривает безлимитный выход в Интернет и неограниченный трафик на разговоры за $100.

Пока мобильный Интернет не может конкурировать с выделенными линиями из-за низких скоростей передачи информации (максимальная – 153 Кб/сек, средняя – 50–70 Кб/сек). Но в “Скай Линке” обещают переломить ситуацию. На конец этого года запланирован ввод в эксплуатацию в Петербурге новой технологии EV-DO, которая увеличит скорость до 2,4 Мб/сек. “Мы собираемся получить часть клиентуры широкополосных провайдеров и привлечь пользователей, у которых нет возможности подключиться к проводному Интернету”, – поясняет Дмитрий Александров, директор по маркетингу московской компании “Скай Линк”, которой принадлежит “Дельта Телеком”.