НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Лидер бизнеса нового века


Мемуары представителей бизнеса – особый жанр. От мемуаров звезд культуры и искусства, а также политиков и полководцев их отличает не только детальное описание своего любимого дела, но и раскрытие фирменного секрета успеха. Приятно, что вслед за книгами Эндрю Карнеги, Генри Форда и Ли Якокка, выпущенными в 90-е гг., не так давно изданы и пользуются популярностью книги Боба Лутца, Сэма Уолтона, Энди Гроува, Ричарда Брэнсона и Говарда Шульца. К ним, несомненно, можно причислить книгу Карлоса Гона и Филиппа Риэ “Гражданин мира”.

Кстати, Гон с Лутцем и Якоккой тесно общался в США, куда после Бразилии, откуда он родом, его занес ветер карьерных перемен в компании Michelin. Однажды он пригласил Боба Лутца прочитать лекцию для руководства североамериканского филиала компании и после ее завершения осознал: “Я понял, что лгать всегда бессмысленно. Надо говорить все как есть и говорить очень понятно для слушателей...”.

Карлос Гон – настоящий гражданин мира. В книге цитируется высказывание одного из высокопоставленных сотрудников японской компании Nissan: “Понятно, что он не японец, но его также нельзя считать типичным бразильцем или французом. Если бы его личность слишком ярко отражала его национальную принадлежность, он вряд ли бы добился успеха”.

Но как топ-менед жер международного класса Карлос Гон состоялся именно в США, и, как он особо отмечает, “научился работать в условиях специфического рынка, жесткой конкуренции, перекрещивания различных культур”. Америка – это очень, очень хорошая школа, позволяющая научиться работать с клиентами, с разнообразным инструментарием маркетинга, овладеть навыками общения, считает он. “Но это также очень суровая школа, которая учит понимать важность контроля затрат и уметь устанавливать такие цены на свою продукцию, по которым люди смогут эту продукцию покупать...” – добавляет Гон. В США принято крупным руководителям присваивать клички – скажем, бывшего гендиректора General Electric Джека Уэлча называли Джек-Нейтрализатор, а бывшего гендиректора Ford Motor Джека Нассера – Джек-Нож. Наверное, не случайно, что вскоре и сам Карлос Гон обзавелся кличкой Убийца Затрат.

Перейдя в компанию Renault, Карлос Гон стал применять свои фирменные методы работы, успешно реализованные им в Бразилии и США: формирование команды, разрушение внутренних барьеров, постановку задач в количественных категориях, установление точных сроков достижения целей. Процесс оздоровления компании пошел настолько успешно, что вскоре звезда Гона засияла еще ярче на Востоке – в Японии, где складывался альянс между Renault и Nissan. Именно в Nissan окончательно оформился управленческий подход, который сегодня называют методом Гона. Этот управленческий инструмент – межфункциональные группы (cross functional team) – является главной движущей силой изменений, “с помощью которой специалисты предприятия получают возможность заглянуть за рамки функциональных или географических границ, которыми лимитируются их прямые обязанности...” Замечу, что в отличие от многих управленческих подходов метод Гона прост и понятен. В реализованной программе Nissan-180, например, 1 – это необходимость продать дополнительно 1 млн автомобилей; 8 – это достижение 8% валовой рентабельности; О – это полное устранение задолженности.

Возрождение Nissan (словосочетание Nihon Sangyo буквально означает “японская промышленность”) сделало Карлоса Гона популярным во всей Японии и по всему миру. Гон-сан превратился в любимого героя глянцевых журналов и даже комиксов. Кстати, труднее всего Гону приходилось в собственном доме. “Мои дети посмеиваются надо мной, – говорит он. – Они говорят: “Смотрите, папу опять показывают по телевизору” или “Мы видели твою фотографию в метро”. Фотография Гона украшает обложку книги, и каждый, кто откроет ее, найдет много умных мыслей лидера бизнеса нового века. Вот одна из них – “Лидер выковывается в огне. Но нельзя допускать, чтобы молодежь раньше времени рвалась в руководящие кресла”.