Отбиться от желающих


После резкого ускорения экономического роста в июне и небольшого июльского торможения ситуация стабилизировалась. В августе, по оценке опрошенных “Ведомостями” экономистов инвестбанков, темпы роста оставались примерно на июльском уровне (см. таблицу). Возобновившийся в июне рост сохраняется, но темпы его весьма умеренны, подчеркивает старший экономист “УралСиба” Владимир Тихомиров. “Принципиальных изменений в экономическую динамику август не привнес”, – соглашается главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Экономика растет примерно с той же скоростью, как в июне – июле, добавляет начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Лишь экспорт в денежном выражении ежемесячно штампует новые рекорды.

Экономике помогает расти сверхвысокая цена нефти ($46,8 за баррель марки Urals в январе – июле), но самим нефтяникам она абсолютно безразлична, подчеркивает руководитель отдела исследований ING Bank Юлия Цепляева. Место прежнего лидера – нефтянки занял сектор услуг, считает она: его рост не страдает от укрепления рубля благодаря слабой конкуренции с импортом. Минимум 90% доходов от роста цены нефти сверх $25/барр. изымается государством, а это значит, что “лидер роста сменился всерьез и надолго”, замечает Цепляева. Темп роста физических объемов экспорта, по расчетам Минэкономразвития, упал на треть – с +5,5% в первом полугодии 2004 г. до +3,3% в первой половине 2005 г. “В условиях увеличения налоговой нагрузки и роста транспортных тарифов у нефтяных компаний ослаблены стимулы к интенсивному наращиванию добычи и экспорта”, – констатируют в последнем обзоре подчиненные Германа Грефа.

Главный позитивный момент летних месяцев – возобновление роста инвестиций, отмечает экономист “Атона” Питер Уэстин. На треть выросли в первом полугодии и прямые иностранные инвестиции, что говорит о позитивном сдвиге в восприятии российских рисков иностранными инвесторами, считает экономист MNB Пол Тиммонс. Реанимация инвестиционного спроса позволит обрабатывающей промышленности увеличить объемы производства, добавляет ведущий аналитик “Максвелл Капитала” Алексей Воробьев. Помогает машиностроителям и рост госзаказа и инвестиций госкомпаний, полагает Тихомиров. Впрочем, начальник информационно-аналитического отдела ММВБ Валерий Алферов отмечает, что, хотя недостатка в ресурсах у компаний нет, серьезных причин к дальнейшему ускорению инвестиций пока не видно. По прогнозу Алферова, в сентябре – декабре компании привлекут на внутреннем рынке облигаций 70–80 млрд руб., а за весь 2005 г. – 180–190 млрд руб. (на треть больше, чем в 2004 г.).

Нефтяные цены не только обеспечивают рост экономики, но и закладывают под правительство “мину замедленного действия”, замечает Гавриленков. Если цены не упадут, к 2006 г. стабилизационный фонд приблизится к фантастическим $100 млрд, а золотовалютные резервы – к $250 млрд, прогнозирует он, и “вопросы относительно дизайна экономической политики будут звучать все недоуменнее”. Попытки заставить правительство увеличить бюджетные расходы становятся все сильнее, подчеркивает Уэстин.

Но растущие социальные расходы разгоняют инфляцию. Экономисты ожидают прекращения роста цен лишь в августе. Новый виток цен на бензин и эффект от повышения тарифов в начале года может помешать ценам упасть даже в августе, опасается Тихомиров. Российская цена нефти в августе выросла больше чем на 10% и промышленникам тоже придется повышать отпускные цены, считает экономист ОФГ Ирина Лебедева, а с сентября давление монетарных факторов на инфляцию вновь усилится. А правительству придется либо замедлять инфляцию за счет укрепления рубля, либо держать рубль слабым и “наращивать госрасходы, чтобы компенсировать гражданам инфляционные потери”, считает Цепляева.