В люди


О кризисе жанра, переживаемом Крейвеном – папой Фредди Крюгера и одним из режиссеров, считающихся культовыми, – мы писали в номере от 5 марта. Дело в том, что после пятилетного бездействия, вызванного упомянутым кризисом, Крейвен выпускает в этом году уже вторую картину. Первая – “Оборотни” с Кристиной Риччи (в оригинале Cursed, то бишь “Пр?клятые”) формально была ужастиком, но на деле – комедией.

К середине 90-х Крейвен вдруг понял, что больше не может пугать публику тупо и всерьез. И в соавторстве со сценаристом Кевином Уильямсоном модернизировал жанр молодежного ужастика, ударившись в постмодернизм. В ставших популярными “Криках” Крейвена и Уильямсона действовали молодые ребята, которые хорошо знали классику ужасов, постоянно вспоминали сцены из страшных картин и иронизировали над их штампами. Любили эти фильмы и маньяки, в каждом из “Криков” разные, но прятавшиеся во всех трех сериях под одной и той же пародийно уродливой маской. В итоге получалось, что “Крики” изображают реальные – или возможные в реальности – события. Это, несмотря на иронию, пугало по-настоящему.

Ироничные “Крики” вернули моду на традиционные ужастики. В этом году их рекордно много – иногда по два новых в неделю. Но самого Крейвена, что стало очевидно после “Оборотней”, они окончательно загнали в тупик. В итоге в “Ночном рейсе” он попытался уйти в сторону. (Мало кто знает, что между вторым и третьим “Криками” Крейвен менял маневр и более радикально. Он снял тогда фильм со сладким названием “Музыка сердца”, в котором Мерил Стрип изображала подвижницу, учившую игре на скрипке школьников из Гарлема. Поклонники были шокированы сильнее, чем самыми жуткими ужастиками.)

Но если Крейвену показалось невыносимым изготавливать традиционные кинопугалки, то с чего мы решили, что он сочтет нормальным изготавливать традиционные триллеры?

Самое смешное, что и сам Крейвен в заграничных интервью, и многие закордонные критики говорят о “Ночном полете” как о триллере серьезном. Ну, не знаю. Может, Крейвен в интервью придуривается. Может, ирония проникла на экран невольно. Но, выражаясь по-новорусски, “Ночной рейс” – чистой воды стебалово, что и придает ему большое обаяние.

Не будет преступлением упомянуть те подробности сюжета, которые раскрывает и рекламный ролик фильма.

Милая девушка – менеджер супергостиницы –случайно знакомится в аэропорту со столь же милым молодым человеком. Случайно оказывается, что и в самолете они сидят рядом. Лишь после взлета девушка понимает, что все не случайно. Попутчик давно следит за ней, изучая тайны ее характера. Потому что он – как персонаж Харви Кейтеля из “Криминального чтива” – Человек, Который Решает Проблемы. В данном случае он работает на некую преступную группировку, и за время полета ему надо убедить девушку позвонить в свой отель и перевести главу госведомства по борьбе с терроризмом из одного номера в другой. Где госбосса проще будет угрохать. Если девушка заартачится – убьют ее родного папу.

Ирония – в очевидном наигрыше со стороны обоих главных персонажей. В том, что его зовут Jackson Rippner, а это звучит как Jack the Ripper – Джек-Потрошитель. В том, что один из персонажей будет долго бегать в финале с огромным тесаком – несмотря на то что ему в горло вогнали шариковую ручку.

Спокойное, без стеснения, использование Крейвеном штампов жанра тоже воспринимается – в контексте этого фильма – как насмешливая игра. Давно замечено, что в триллерах мобильной эры сотовые всегда разряжаются именно в тот момент, когда кого-то надо срочно о чем-то предупредить. В “Ночном рейсе” – тоже. А наглое, хичкоковское в кубе, отношение Крейвена к неправде сюжета, которую все равно не заметит массовый зритель? Ответьте мне после просмотра: что, чиновника, на которого велась охота, действительно надо было, вызывая ненужные подозрения, переселять в другой люкс? Прежний ведь тоже наверняка выходил на море (не стали бы большому человеку предлагать плохой вид из окна) – а иного преступникам и не требовалось.

При всем том “Ночной рейс” – действительно хороший триллер с эффектным экшном. Тоже, впрочем, вызывающим веселье.

Другой плюс фильма – играющий негодяя ирландец Киллиан Мёрфи (его имя Cillian правильно произносится именно так). Он прославился в британском фестивальном хите начала 2000-х “Диско-свиньи”. Играл психологически экстремальную роль, подходящую к его лицу – одновременно симпатичному и порочному (что не помешало ему изобразить в спектакле мэтра Петера Штайна чеховского Треплева). Потом запомнился в фильме Денни Бойла “28 дней спустя” – про эпидемию зомби в Британии, снятом как документальный репортаж CNN. Начал покорять Голливуд – до “Ночного рейса” сыграл эпизоды в “Девушке с жемчужной сережкой” (жених героини Скарлетт Йоханссон), “Холодной горе”, а недавно и злодея Доктора Пугало в фильме “Бэтмен: Начало”. Но главное – ему теперь отдают ведущие роли лучшие британские режиссеры: скоро он появится в новых фильмах Кена Лоуча, того же Денни Бойла, ирландца Нила Джордана. Похоже, скоро он станет актером № 1 качественного британского кино.