Честная убыточность


Хоум Кредит энд Финанс Банк” (ХКФ) в своей отчетности объясняет убытки тремя факторами: “увеличением административно-управленческих расходов” в связи с расширением бизнеса, “переоценкой валютных остатков в балансе” и увеличением резервов на возможные потери по ссудам (1,9 млрд руб.), вызванным ростом кредитования. Банк начал экспансию в регионы – с марта число его региональных представительств выросло на 30 до 56, увеличивает сеть магазинов-партнеров и продвигает новые кредитные продукты, что “требует значительных инвестиций на начальном этапе”, говорит зампред правления ХКФ Дмитрий Мосолов. Размер инвестиций он не уточнил, отметив лишь, что в ХКФ их считают оправданными, “учитывая объемы бизнеса банка и положительные результаты активности” – рост кредитного портфеля и клиентской базы.

Западные “дочки” прочно обосновались в первых строках списка самых убыточных банков страны. Начало положил 1998 год, когда они заняли в списке почти половину мест. Традиция продолжается и сейчас. К примеру, по итогам 2003 г. пятерку аутсайдеров составили ДельтаБанк, “Мелли Иран”, “Мичиноку банк”, “ДельтаКредит” и “Интеза” (всего около 210 млн руб.). В течение прошлого года в ней побывали “Интеза”, “Сосьете Женераль Восток”, “Дрезднер банк”, “ИНГ банк (Евразия)” и “Кредит Свисс Ферст Бостон”.

Это, конечно, не означает, что, придя в Россию, ведущие банки мира разучились вести бизнес. Тот же “Хоум Кредит” за январь – март заработал 110 млн руб., заняв по этому показателю 52-е место. А получивший за полгода 824 млн руб. прибыли (18-е место) Ситибанк по итогам I квартала был самым убыточным банком России (604 млн руб.). Просто когда у “дочек” возникают убытки, они не стесняются показывать их ни акционерам, ни клиентам, ни регулятору. Наши же банки в таких ситуациях, как правило, предпочитают “рисовать” в балансе прибыль, ведь с убыточными банками стараются не работать их коллеги и клиенты. Да и власти требуют от банков прибыли. Например, она была одним из критериев при отборе банков в систему страхования вкладов, а для расширения лицензии отсутствие убытков на протяжении шести месяцев просто необходимо. Наконец, к участию в конкурсах на обслуживание бюджетов и бюджетных организаций, как правило, допускаются банки, не имевшие убытков на протяжении года. Мишель Брику, председатель правления российской “дочки” Societe Generale, так и не смог взять в толк, почему ЦБ так беспокоится о прибыли банков, – наивному французу казалось, что это дело акционеров.

Западные “дочки” в отличие от многих российских банков не занимаются “оптимизацией отчетности”, поэтому их показатели соответствуют истинному положению дел, объясняет заместитель гендиректора ММВБ Валерий Петров. Российские банки больше озабочены “поддержанием стабильного финансового результата и стараются не допускать балансовых убытков”, говорит директор аналитической группы Vision Ольга Еременко.

Для корректировки прибыли в нужную сторону есть немало приемов, говорит Еременко. Это формирование дополнительных резервов или, наоборот, восстановление ранее созданных, поэтапное, с разбивкой на разные кварталы, отражение затрат на расширение деятельности. По оценке Еременко, некоторые принадлежащие иностранцам банки, особенно давно работающие на нашем рынке, переняли повадки российских коллег. Этим она объясняет то, что Международному московскому банку и Райффайзенбанку экспансия не помешала “постоянно показывать высокий финансовый результат”.

В самом ММБ говорят о других причинах. Для ХКФ ритейл – “основной бизнес и расходы по нему очень сильно влияют на общий финансовый результат”, говорит член правления ММБ Дмитрий Мохначев. “У других же банков, которые также вкладывают в развитие розничного бизнеса, эти расходы покрываются доходами от других операций – с корпоративными клиентами, на финансовых рынках и т. п.”, – отмечает он. У ХКФ в отличие от других “дочек” иностранных банков нет корпоративного бизнеса, который бы поддержал общую прибыльность, вторит ему вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.

“Тогда основными факторами была выплата дивидендов и покупка депозитарного бизнеса ABN Amro, хотя на наш финансовый результат по-прежнему влияют затраты на развитие инфраструктуры”, – поясняет она. Расходы банков на увеличение сети очень велики из-за большой арендной платы, особенно в Москве и других крупных городах, сетует она. Открыть отделение в столице стоит до $500 000, мини-офис в торговой сети – $50 000–100 000, по оценке Мохначева.