Индонезийское напоминание


Индонезия стала первой жертвой “нефтяного шока”. С начала августа иностранные инвесторы проявляют все возрастающее беспокойство относительно местной экономики – базовый индекс Джакартской фондовой биржи упал на 11,7%. А индонезийская рупия, с начала года до середины августа подешевевшая на 5,5% против американского доллара, за последние две недели потеряла еще 4,3% своей стоимости.

Результаты августа могли бы оказаться еще хуже. Вчера рупия, в ходе утренних торгов подешевевшая на 10,9%, отыграла падение понедельника-вторника, подорожав в ходе дня на 12,7%. Фондовый рынок тоже подрос на 4,5%, закрывшись на уровне минувшей пятницы. Но для этого потребовались экстраординарные меры – днем национальный банк Индонезии повысил одномесячную ставку рефинансирования с 8,75% до 9,5% годовых, а ставку для недельных кредитов – с 7,5% до 8,5%. Этого от нацбанка Индонезии давно требовали аналитики: повышение процентных ставок позволит на короткое время защитить рупию от девальвации, поскольку главная причина, заставлявшая инвесторов избавляться от индонезийских активов, – отрицательная реальная процентная ставка, отмечает сингапурский экономист Morgan Stanley Дэниэл Лиань. Одновременно “дружественные” нацбанки Японии и Южной Кореи согласились пополнить на $6 млрд индонезийские валютные резервы, сейчас составляющие $31 млрд. Президент Индонезии Сусильо Бамбанг Юдхойоно призвал население сохранять спокойствие и объявил, что сегодня индонезийское правительство обсудит комплекс мер по борьбе с девальвацией рупии.

Инвесторы долго ждали предпринятых вчера индонезийскими властями мер, но, чтобы успокоить рынки, их явно недостаточно, цитирует Reuters валютного аналитика Deutsche Bank Джеймса Малькольма. “Чего на самом деле ждут инвесторы – это сигналов, что правительство собирается урезать бензиновые субсидии”, – добавляет Джефф Льюис, руководитель финансовых услуг JF Asset Management.

Индонезия является нетто-импортером нефти, при этом цена нефтепродуктов в стране регулируется государством. Для поддержания “самых низких в регионе”, по данным представительства МВФ в Индонезии, цен на топливо Индонезия субсидирует государственную нефтегазовую компанию Pertamina. А рост цены нефти многократно увеличивает затраты индонезийского правительства. В 2004 г. Индонезия потратила на бензиновые субсидии $7,4 млрд, примерно 3% ВВП. По бюджетному плану чиновников в 2005 г. субсидии должны были сократиться до $2,7 млрд. Но теперь правительство ожидает, что на субсидии придется потратить порядка $14 млрд – почти треть всех расходов бюджета. В итоге “нефтяной шок” поставил крест на планах правительства сократить дефицит до 1% ВВП. “Индонезийским властям придется отказываться от дорогостоящих и неэффективных топливных субсидий”, – уверен Лиань.

Этого индонезийское правительство очень боится. В марте правительство повысило цены на бензин на 29%, но привыкшие к дешевому бензину водители автобусов и студенты ответили многотысячными демонстрациями. А предпринятая экс-президентом Сухарто попытка полного отказа от субсидий стоила ему поста, констатирует в обзоре ситуации в стране Госдепартамент США. Вчера президент Юдхойоно объявил, что вскоре правительство рассмотрит механизм, привязывающий внутренние цены на бензин к мировой цене нефти. Но пока чиновники ограничиваются призывом к населению ограничить потребление топлива. Президент показывает пример: несмотря на жару, кондиционеры в его офисе работают вполсилы, снижая температуру в офисе лишь до 25 градусов по Цельсию.

Ситуация в Индонезии напоминает начало экономического кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997 г., замечает экономист ФГ “Держава” Алексей Скородумов. Но повторения кризиса восьмилетней давности не случится, уверен он: объем внешнего долга у азиатских стран намного ниже, чем тогда. Совокупный государственный и частный внешний долг Индонезии с 2001 по 2004 г. сократился, по данным МВФ, с 81% до 53,2% ВВП. “Вся нестабильность ограничена рамками этой страны”, – надеется начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев. В отличие от ситуации 1997 г. сохраняется сильный приток валютной выручки в страны ЮВА, соглашается профессор кафедры экономики зарубежных стран МГУ Михаил Кулаков.

Но риск системного кризиса из-за растущих цен на нефть есть, говорит он. Мировая экономика переживает нефтяной шок, а высокий объем бензиновых субсидий сохраняется не только в Индонезии, но и в других странах региона – Китае, Индии, Южной Корее, предупреждает главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч. (Использованы материалы FT, DJ.)