Между трубой и морем


Роснефть” никак не может определиться, куда ей отправлять ванкорскую нефть. Несколько лет назад президент “Роснефти” Сергей Богданчиков задумал строить собственный 800-километровый трубопровод от месторождений до порта Диксон на Северном Ледовитом океане. Оттуда по морю компания планировала поставлять нефть к танкеру-накопителю “Белокаменка” в Кольском заливе. Вторым вариантом для “Роснефти” оставалась нитка в 550 км до системы “Транснефти” в населенный пункт Пурпе (Ямало-Ненецкий округ). Этот вариант нравился “Роснефти” меньше: во-первых, легкая ванкорская нефть смешается в трубе “Транснефти” с менее качественными сортами, во-вторых, госкомпания не сможет экспортировать все сырье, так как экспортные мощности трубопроводов ограничены. Богданчиков обещал определиться с выбором маршрута до сентября 2005 г.

В пресс-службе “Роснефти” “Ведомостям” сообщили, что окончательный маршрут еще не выбран. Но менеджер компании говорит, что решение будет принято в ближайшее время и, скорее всего, компания откажется от Диксона.

Эксперты тоже уверены, что “Роснефть” остановится на втором варианте. После решения правительства построить восточную трубу, по которой нефть можно будет экспортировать в Китай, “Роснефти” выгоднее тянуть нитку до системы “Транснефти”, говорит директор по развитию бизнеса норвежской нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. К похожему выводу пришли аналитики ОФГ. В своем отчете они пишут, что руководство “Роснефти” пообещало президенту Владимиру Путину, что ванкорская нефть пойдет в Китай и другие страны Азии. Богданчиков действительно лоббировал строительство восточной трубы на встрече с Путиным. В начале августа он убеждал президента “попросить правительство и региональные власти побольше внимания уделять этому трубопроводу”. “Иначе у нас много миллиардов долларов окажутся замороженными”, – жаловался Богданчиков.

В июле Богданчиков рассказал о минусах северного проекта министру экономического развития Герману Грефу. В частности, по его словам, в ходе изучения маршрута было выявлено семь захоронений сибирской язвы, поэтому трубопровод надо удлинять на несколько десятков километров. Кроме этого на острове рядом с Диксоном, по словам Богданчикова, живут морские коровы. К тому же порт Диксон замерзает, и для реализации проекта нужны ледоколы. Наконец, по расчетам экспертов “Тройки Диалог”, маршрут до Диксона обойдется “Роснефти” в $1,5 млрд.

Уйти в трубу “Транснефти” дешевле, говорит Перфилов. По его словам, при транспортировке нефти через Диксон “понадобились бы две перевалки и транспортировка морем в навигационных условиях”. Северное направление проблемное, соглашается аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, и транспортные затраты будут высокими. “Сопровождать танкеры должен ледокол, причем он должен быть шире танкера, и “Роснефти” пришлось бы возить нефть небольшими судами”, – поясняет он. Без ледоколов там можно обходиться лишь несколько месяцев в году, отмечает Нестеров.

“Роснефть” собиралась идти на Диксон, пока не было ясности со строительством Восточного проекта, добавляет Перфилов. Похоже, что компания пойдет на юг, отмечает Нестеров, ведь если бы не было такого решения, вряд ли Богданчиков пообещал бы Путину направить нефть в Восточную трубу.

Он добавляет, что участие “Роснефти” – важный фактор для самого восточного маршрута. “Без Ванкора наполнение этой трубы было бы под вопросом”, – отмечает эксперт. “Строительство нефтепровода от Ванкорского месторождения должно положительно сказаться на освоении восточносибирских запасов, поскольку это создаст условия для поставок на азиатские рынки нефти с других месторождений региона”, – пишет ОФГ.