США и нефть: “Катрина” и ОПЕК


Взметнув цены на нефть на небывалую с конца 70-х высоту, ураган “Катрина” между тем может оказать несколько необычный эффект на мировой рынок в долгосрочной перспективе, а именно – примирить США, “жертву природной катастрофы” и крупнейшего потребителя нефти в мире, с крупнейшим ее поставщиком – ОПЕК.

Уже в понедельник министр нефтяной промышленности саудовского королевства Али ан-Наими заявил о готовности увеличить добычу до 11 млн баррелей, чтобы как-то компенсировать ущерб, нанесенный рынку ураганом. Вслед за ним президент ОПЕК шейх Ахмад аль-Фахд аль-Сабах сказал, что предложит картелю увеличить добычу нефти еще на 500 000 баррелей в сутки в ходе назначенной на 19 сентября встречи. Посылается ясный сигнал, что речь идет об оказании помощи совершенно определенному крупнейшему в мире потребителю нефти, оказавшемуся в положении жертвы сразу стихии и ценовых катаклизмов, – Соединенным Штатам. “Мы поддерживаем тесный контакт с нашими потребителями, особенно с США, чтобы компенсировать любую нехватку нефти”, – сказал дословно ан-Наими. И это на фоне длящегося уже несколько лет устойчивого сокращения нефтедобычи странами ОПЕК, что, конечно же, сыграло немалую роль в том, что задолго до урагана нефть зашкаливала за $65 за баррель.

Похоже, гранды картеля вошли в положение жертвы и взялись подыграть администрации Буша. Чего здесь больше – политики или экономики, – как всегда, определить непросто. Конечно же, и того и другого. Большинство же аналитиков в Вашингтоне уже давно считают, что в действиях ОПЕК больше политики, чем чистой экономики. Мол, за установкой ОПЕК на сокращение нефтедобычи стоит расчет на дальнейшее повышение цен на рынках, что в конечном счете может подчинить экономику промышленных стран прихотям нефтяных баронов, способствовать перекачке капиталов с Запада на Ближний Восток, а также позволит шейхам оказывать косвенное воздействие на политическую ситуацию в странах Запада, прежде всего в США – крупнейшем потребителе ближневосточной нефти. В качестве примера американские СМИ весьма подробно анализируют влияние фактора импортируемой нефти на последнюю президентскую кампанию 2004 г. – на позиции как основных кандидатов, так и простых избирателей.

Эта обеспокоенность достигла апогея нынешним летом. Причины две: во-первых, цены рванули вверх; во-вторых, администрация Буша внесла на утверждение конгресса конечный вариант законопроекта об энергетической политике, в котором определена долговременная стратегия “ослабления зависимости страны от импортируемой нефти” посредством целого ряда мер (развитие нефтедобычи в заповедных зонах, например на Аляске, в прибрежных зонах, разработка заменителя нефти и прочих альтернативных вариантов энергоснабжения).

Если сам уже утвержденный энергетический закон вполне политкорректен (в нем нет упоминаний о шейхах, иранских гегемонистах и непредсказуемом президенте Венесуэлы Уго Чавесе), то отнюдь не политкорректно, а даже агрессивно выглядит поправка к этому закону, принятая сенатом 23 июня. Ее авторы – сенаторы республиканец Майк Дивайн и демократ Херб Коул – считают необходимым предоставить правительственным органам США законодательную базу для привлечения не только отдельных компаний стран – членов ОПЕК, но и сами эти страны к судебной ответственности в США на основе американских антитрестовых законов (в частности, “акта Шермана”) за “монополистскую деятельность на рынке нефти”. Это означает, что суд любого американского штата по запросу истца вправе наложить арест на счета и имущество не только той или иной подсудной иностранной компании, но и принадлежащие тому или иному иностранному государству. Причем речь конкретно идет о судебном преследовании членов ОПЕК.

“В то время как нефтяные цены взметнулись на невиданную высоту, эта мера весьма своевременна как первый шаг в восстановлении свободного рынка в этом стратегически важном секторе, – пишут аналитики фонда “Наследие” Ариэль Коэн и Вильям Ширано. – ОПЕК, в которой преобладают производители – страны Персидского залива, неуклонно и успешно сокращает нефтедобычу, искусственно регулируя поставки, с тем чтобы набить карманы экспортеров. Несколько раз подобная произвольная стратегия членов ОПЕК уже ставила США и мировую экономику в целом на грань краха”.

Легкое прохождение в сенате поправки Дивайна – Коула неудивительно: энергетические и политические стратеги США все больше фиксируются на ОПЕК, рассматривая картель как основной источник многих нынешних бед, вызванных резкими скачками цен на черное золото. Отчасти подобные оценки картеля вызваны разочарованием стратегов в том, что на данный момент не оправдывается ставка администрации Буша на обход ОПЕК через массивные поставки нефти из России и Ирака. Российское руководство пока предпочитает вкладываться в “восточную трубу” (ближайшими пользователями которой станут Китай и Япония, а США – только в отдаленной перспективе) в ущерб северному пути (проект Мурманского глубоководного порта); в Ираке же нефтяной комплекс пока не может выйти на довоенный уровень из-за действий повстанцев и террористов.

Призывы к администрации Буша активизировать комплексное (не только экономическими методами) воздействие на ОПЕК в основном исходят из мозговых и лоббистских структур неоконсерваторов, примыкающих, как правило, к республиканской партии. Но, похоже, не намерены с ними спорить в этом вопросе и конкуренты, работающие на демократическую партию. В ходе избирательной кампании демократ Джон Керри ставил в упрек Джорджу Бушу “мягкость и нерешительность в отношении ОПЕК”. “Тот факт, что президент Буш позволяет семейству Саудов контролировать наши расходы на энергоносители, говорит о неспособности Буша управлять нацией”, – дословно заявлял Керри.

До сих пор администрация Буша не поддавалась давлению антиопековского лобби, прилагая усилия для восстановления добрых отношений прежде всего с главным арабским партнером США – Саудовской Аравией. Последние законодательные акты, однако, предоставляют администрации (нынешней и будущим) инструмент существенного усиления внеэкономического воздействия на ОПЕК. В какой степени Белый дом будет прибегать к этому инструменту – покажет время. Готовность же Саудовской Аравии и ОПЕК в целом помочь Америке в трудный момент атаки “Катрины” – не только жест доброй воли. Это еще и сигнал антиопековским лоббистам снизить накал их активности. Как знать, может быть, жестокая “Катрина” сумеет предотвратить наметившуюся “холодную войну” между Америкой и нефтяным картелем.