GM готовится к сокращениям


Несмотря на оптимистичные заявления руководителя General Motors Рика Вагонера о значительном прогрессе компании за летние месяцы, в первой половине текущего года убыток ее североамериканского подразделения составил $2,5 млрд. Чистый убыток всей корпорации за это время превысил $1,4 млрд. Все три международных рейтинговых агентства понизили рейтинг GM до спекулятивного уровня.

Чтобы выправить ситуацию, за последние четыре года автогигант уменьшил производство автомобилей в США на 16% – с 6 млн до 5 млн в год. Вагонер пояснил, что в компании ожидается дальнейшее сокращение мощностей. Это является приоритетным пунктом в экстренном плане по спасению компании, согласно которому к 2008 г. в США закроется восемь заводов и будет уволено 25 000 рабочих, что составляет 14% от общего количества персонала.

Финансовый кризис настиг GM в начале этого года, когда цены на бензин выросли и покупатели перестали в прежних объемах приобретать большие внедорожники. Масло в огонь подлили японские и корейские производители, предложив более дешевые и экономичные автомобили. В ситуации резкого снижения продаж расходы на зарплаты и соцобеспечение сотрудников стали для компании непомерными. Только в этом году GM придется потратить $5,6 млрд на медицинские страховки для рабочих. Сейчас руководство GM пытается договориться с профлидерами о сокращении расходов на здравоохранение до 2007 г., когда между сторонами истечет действие коллективного договора.

Тем не менее, по словам руководителя аналитического отдела GM Пола Бэллью, продажи внедорожников и пикапов приносят компании наибольшую прибыль. С 2004 г. GM занимала 60% американского рынка внедорожников. Однако, по данным Autodata, сейчас ее доля снизилась до 30%.

Благодаря удачной рекламной акции “Корпоративные скидки для всех” продажи GM за два месяца возросли в полтора раза, а доля на рынке поднялась с 25,5% в мае до 32,4% в июле. В 2006 г. GM планирует ввести новую линейку автомобилей, среди которых будут обновленные внедорожники GMC Yukon и Cadillac Escalade.

Тем временем еще один удар по репутации GM нанесла Национальная транспортная комиссия по безопасности, которая из-за множества запросов от потребителей провела исследование антиблокировочной системы (ABS) тормозов у 1,2 млн пикапов и внедорожников GM. В результате была обнаружена коррозия в ABS, которая может привести к серьезным авариям. Компании придется отозвать около 800 000 автомобилей в 14 штатах. По словам представителя GM, отзыв затронет модели Chevrolet Avalanche, Chevrolet Silverado, Chevrolet Tahoe, GMC Sierra, GMC Yukon и GMC Yukon XL 1999–2002 гг. выпуска.

Алан Адлер, представитель GM, сказал, что соли и дорожная грязь попадают в пластиковую часть, которая защищает датчик ABS рядом с центром колеса. Из-за образующейся коррозии ABS срабатывает с запозданием, что приводит к увеличению тормозного пути. По подсчетам GM, эта проблема привела к 228 авариям. (FT, AP, 30–31.08.2005, Анастасия Бокова)