Инвестфонд приумножили


На госфинансирование из инвестфонда по замыслу чиновников могут рассчитывать проекты масштабом не менее 5 млрд руб. и с вкладом частного капитала не менее 25%. Первым свое желание воспользоваться бюджетными деньгами обозначил владелец “Русала” и “Базового элемента” Олег Дерипаска. Он презентовал президенту Владимиру Путину проект достройки Богучанской ГЭС и алюминиевого завода на $1,8 млрд. Дерипаска готов и на большее – с учетом строительства ЦБК и освоения месторождений в левом Ангарье инвестиции могут возрасти до $4,5 млрд.

Как стало известно “Ведомостям”, Минфин и Минэкономразвития согласовали проект положения об инвестфонде. После утверждения этого положения правительством инвестфонд сможет стать либо соинвестором частных компаний, либо гарантом их займов. Чиновники договорились, что госгарантии по привлекаемым кредитам могут составлять до 60% их объема. Максимальный срок гарантий – пять лет.

“Цифра “до 60%” взята нами из практики кредитных комитетов коммерческих банков – большинство из них гарантируют до 60% от суммы проекта”, – рассказывает руководитель департамента Минэкономразвития Александр Устинов. Чтобы банк начал финансировать проект, заемщик должен разделить с ним риск, соглашается старший вице-президент Внешторгбанка Алексей Акиньшин: “Такая же практика при выдаче ипотечных кредитов, когда заемщик первый взнос делает за счет собственных средств”. Практика частичных государственных гарантий широко используется институтами развития во всем мире, напоминает вице-президент Ситибанка Наталия Николаева. Чаще всего по такой схеме работают экспортные агентства, где размер госгарантий на уровне 50–60% считается нормальным явлением.

От каждой выданной гарантии государство будет формировать резерв не менее 30% от ее объема. “Минфин настаивал на 100%-ном резервировании, – рассказывает Устинов. – Но мы считаем, что это чрезмерная перестраховка, и потому предлагали оценивать величину резерва на основе рисков каждого конкретного проекта”. По мнению чиновника, для безрисковых проектов величина резервирования могла составить 15% или 20%. “В итоге компромисс был достигнут на 30%”, – говорит Устинов.

Для гарантий государству потребуется меньше средств, чем при непосредственном финансировании проектов, что позволит активизировать работу инвестфонда, резюмирует вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. Например, если компания получит кредит в $1 млрд и государство прогарантирует 60% от этой суммы ($600 млн), то при ставке резервирования в 30% инвестфонд уменьшится всего на $180 млн. Если предположить, что деньги из инвестфонда будут полностью использованы по этой схеме, то у государства появится возможность выдать гарантий по кредитам на общую сумму до $13 млрд.

Источник в правительстве напоминает, что проект положения об инвестфонде переделывался по замечаниям министерств и аппарата правительства около десятка раз, но теперь, когда главный оппонент – Минфин согласовал проект, “дело, наверное, двинется быстрее”. “[Замминистра финансов Татьяна] Голикова написала письмо, что можно утвердить положение постановлением правительства, а не вносить поправки в Бюджетный кодекс, что замедлило бы начало работы инвестфондов”, – рассказывает чиновник.

Банкиры ждут начала работы механизма гарантий с нетерпением. “В России достаточно денег, которые за счет механизма госгарантий можно привлечь на проекты инвестфонда. Внешторгбанку это интересно”, – говорит Акиньшин. Впрочем, госгарантии нельзя считать ключевым фактором участия в проекте, предупреждает Николаева. Прежде всего оценивается коммерческая выгода и принимаемые риски, а уже затем на повестку дня встает вопрос о возможности финансирования и обеспечении.