“Билайн” нацелился на СМАРТС


В последнее время “ВымпелКом” совершает приобретения, исходя из цены в $300 за абонента, говорит директор управления корпоративных финансов Росбанка Ян Яновский. В таком случае СМАРТС должен стоить около $700 млн. Но, по его сведениям, владельцы СМАРТСа оценивают свою компанию дороже, так что сделка с “ВымпелКомом” вряд ли состоится, делает он вывод. “ВымпелКому” стоило бы, напротив, требовать дисконта примерно в 20%, добавляет Баженова из “Атона”. Гирев не говорит, сколько надеются выручить за СМАРТС его владельцы, но “настроены они очень оптимистично и постараются получить справедливую цену бизнеса”. Если же потенциальные покупатели поскупятся, акционеры выведут компанию на биржу, чтобы ее стоимость оценил рынок, добавляет он.

Владельцы СМАРТСа давно ищут покупателей на компанию. Три года назад оператора чуть было не купил крупнейший российский сотовый оператор – МТС, но ему не удалось сторговаться с акционерами о цене. Интересовался покупкой СМАРТСа и шведский сотовый холдинг Tele2, но переговоры были свернуты по той же причине.

Осенью гендиректор и совладелец СМАРТСа Геннадий Кирюшин объявил, что акционеры компании готовы продать пакет “размером до блокирующего”. Как рассказал “Ведомостям” директор департамента корпоративных отношений СМАРТСа Андрей Гирев, владельцы компании уже провели переговоры с пятью потенциальными покупателями, а от трех даже получили ценовые предложения. “Акционеры дождутся предложений от двух оставшихся компаний, а затем начнут второй раунд переговоров, чтобы обсудить цену”, – говорит Гирев. Он отказался назвать потенциальных покупателей, отметив лишь, что среди них есть и российские, и иностранные компании. Пока речь идет о продаже 25% плюс 1 акция СМАРТСа, но некоторые претенденты интересуются и более крупными пакетами, добавил Гирев.

Одним из таких претендентов может стать второй по количеству абонентов российский сотовый оператор “ВымпелКом”. “СМАРТС нам интересен, и мы будем участвовать в аукционе по продаже его акций”, – говорит пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова. Блокпакет эту компанию не слишком интересует – СМАРТС привлекает ее целиком, отмечает Остроухова. Правда, переговоров с акционерами поволжского оператора “ВымпелКом” пока не ведет.

Аналитики считают логичным интерес участника “большой тройки” к крупному региональному игроку. Первая волна консолидации прокатилась по сотовому рынку в 2002–2003 гг., но тогда федеральные операторы скупали регионалов, в основном желая “восполнить лицензионные пробелы”, вспоминает содиректор аналитического отдела Объединенной финансовой группы Алексей Яковицкий. Ныне рынок стоит на пороге второй волны поглощений: “большая тройка” будет совершать приобретения, чтобы избавиться от не в меру активных конкурентов в регионах, считает он. На Волге уровень конкуренции – один из самых высоких в России, а СМАРТС известен агрессивными тарифами, добавляет Яковицкий.

Региональным операторам проще предлагать абонентам низкие тарифы, ведь они вкладывают в развитие сетей существенно меньше, чем лидеры рынка, а сотовые “дочки” традиционных операторов вдобавок могут бесплатно использовать проводную инфраструктуру, объясняет аналитик “Атона” Елена Баженова. Правда, она сомневается, что “ВымпелКом” будет готов приобрести 100% акций СМАРТСа, стоимость которых она оценивает примерно в $650 млн. “Чтобы выложить такие деньги, “ВымпелКом” должен быть уверен, что сделка принесет ему очень большие дивиденды – например, серьезно увеличит долю на рынке”, – считает она.

Но “ВымпелКом” и так лидирует на Волге по количеству абонентов, констатирует аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский: в конце июня этот оператор обслуживал около 6 млн жителей Поволжья, МТС – 4,9 млн, “МегаФон” – 3,5 млн, а СМАРТС – всего 1,1 млн. “Покупкой СМАРТСа было бы логичнее интересоваться той же МТС”, – полагает Погребинский. Но директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов уверяет, что его компании СМАРТС не нужен. Не интересен поволжский оператор и “МегаФону”, говорит пресс-секретарь этой компании Марина Белашева.