Другого дня не нашли


Вчера в Беслане весь день шли траурные мероприятия. В школу, где террористы держали заложников, пришли несколько тысяч человек. Путин в Беслан не полетел: вчера он вместе со студентами Краснодарского аграрного университета отмечал День знаний. Говорить про бесланскую трагедию президент не стал: “Сегодня миллионы людей (...) конечно, вспоминают об этом кошмаре. Давайте и мы с вами не будем говорить, может быть, правильных, но лишних в этой ситуации слов”.

Сегодня Путин в Москве будет принимать родственников жертв теракта, в том числе, представителей комитета “Матери Беслана”.

Комитет был создан почти сразу после трагедии. В течение года представительницы комитета не раз требовали встречи с Путиным, но ответ получили только спустя год. 26 августа Кремль сообщил, что Путин готов принять у себя матерей погибших. В комитете разгорелся скандал: одни утверждали, что ехать к президенту бессмысленно, другие, напротив, были готовы к встрече. “Изначально в списке тех, кто собирался к президенту, было 20 человек, – рассказывает представительница комитета Альма Хамицева. – Но многих возмутило, что день встречи назначен на 2 сентября, когда в Беслане вовсю идут траурные мероприятия, и они отказались”.

“Встречу решили провести накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом”, – объяснил выбор даты встречи чиновник администрации президента. А по словам полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, который вчера встречался с родственниками погибших в Беслане, другого дня у президента просто не было. “Ясно, что встреча должна была произойти в те дни, когда произошла трагедия, но проводить ее 1 или 3 сентября было бы просто кощунственно”, – пересказывает слова Козака один из участников общения с ним.

На встречу с Путиным из Северной Осетии приедут только восемь человек, из них лишь половина – матери погибших. В состав делегации включены трое представителей общественной комиссии по распределению средств в Беслане, четыре представительницы комитета “Матери Беслана” во главе с председателем комитета Сусанной Дудиевой и глава республики Таймураз Мамсуров.

В Кремле говорят, что кроме Путина на встрече не будет никого из федеральных чиновников. Закрыли беседу и для представителей СМИ: на ней будут присутствовать лишь журналисты из информационных агентств и личные операторы и фотографы президента. Чиновник администрации президента полагает, что за ней последуют “конкретные решения”: “Зная Путина, можно предположить, что по итогам беседы последуют поручения руководителям министерств и ведомств, имеющих отношение к расследованию теракта”. Пообщавшись с президентом, бесланцы в тот же день вернутся домой.

Те, кто не пожелал общаться с президентом, вчера подписали обращение, в котором заявили о предательстве со стороны чиновников и силовиков и обратились к другим странам с просьбой предоставить им политическое убежище. “Я отказалась ехать 2 сентября [в Москву], когда у нас еще продолжается траур”, – говорит представительница комитета Залина Губурова, подписавшая обращение. По словам Губуровой, у родственников погибших до сих пор нет ответа на вопрос, почему начался штурм, почему прогремели два взрыва и удалось ли кому-то из террористов скрыться.

Председатель общественной комиссии Маирбек Туаев, который сегодня пойдет на встречу с Путиным, считает, что пообщаться с президентом необходимо. “Мы пытались добиться встречи с [генеральным прокурором Владимиром] Устиновым, но он нас не принял, – рассказывает Туаев. – Поэтому президенту мы выскажем все претензии, попросим обратить внимание на расследование и поручить генпрокурору взять его под личный контроль”.

“Не думаю, что после общения с родственниками Путин примет радикальные кадровые или административные решения, – говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Максимум, чем ограничится президент, – поручит ускорить завершение расследования и пообещает материальную поддержку”.