Инвесторы нашли защитника


За пять лет своего существования АПИ стала ведущим объединением портфельных инвесторов. В этом году 67 представителей ассоциации или поддержанных ею кандидатов вошли в советы директоров 53 российских компаний-эмитентов (годом ранее – 36). Ее мнение стали учитывать при выдвижении своих кандидатов Morgan Stanley, Goldman Sachs и State Street Global Advisors.

Едва ли не больше всего нареканий со стороны АПИ все это время вызывали действия государства. Разгромная критика инвесторов заставила государство пересмотреть план реформы РАO “ЕЭС России”. Спорила ассоциация с чиновниками насчет эффективности “Газпрома” и Сбербанка. Тем не менее все члены совета директоров АПИ выбрали своим председателем чиновника – замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова.

Свое выдвижение он объясняет как раз тем, что его рабочие обязанности совпадают с целями ассоциации. “АПИ улучшает качество корпоративного управления компаний со стороны бизнеса, и это совпадает с целями министерства. Я знаю об этой организации давно, например, ассоциация присылала материалы при подготовке кодекса корпоративного поведения”, – заявил он “Ведомостям”.

Министерский пост Шаронова создает почву для потенциального конфликта интереса членов АПИ и государства, рассуждает Сергей Каплун из проекта IFC “Корпоративное управление в России”. Однако более вероятным он считает другой вариант, что при Шаронове его коллеги-чиновники перестанут игнорировать интересы миноритарных акционеров, для защиты которых существует необходимое законодательство. Его мнение разделяет директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management и член совета АПИ Вадим Клейнер: “Это один из наиболее талантливых людей в сегодняшнем правительстве, понимающих проблемы инвесторов. Это позволит нам наладить прямой диалог с властями”.

Не усматривает повода для конфликта интересов и сам Шаронов. “Я не собираюсь входить в советы директоров компаний от АПИ и получать там вознаграждение”, – уверяет он.

Ассоциация не ставит целью защищать интересы какой-то группы акционеров. Ее задача – находить равноценный подход к любым инвесторам, будь то прямые или портфельные, частные или государство, объясняет гендиректор УК “УралСиб” Анатолий Чабак, входящий в совет директоров АПИ. Он считает Шаронова как раз той фигурой, которая сможет не только упрочить достижения ассоциации, но и повысить интерес к инвестициям в российскую экономику.

Впрочем, призыв чиновников на защиту интересов бизнеса для финансистов не нов. Так, несколько лет после назначения на пост зампреда Центробанка в совет Ассоциации региональных банков “Россия” входил Георгий Лунтовский. А ее интересы в некоторых регионах поручено представлять сотрудникам местных администраций. Лучшего представителя, чем Шаронов, для связи с государством инвесторам не найти, считает директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Тем более что на пост председателя совета АПИ всегда назначала не инвесторов, а независимых кандидатов, напоминает он. Так, Сергей Генералов его возглавил, будучи депутатом и руководителем комиссии по защите прав инвесторов, равно как и его предшественник – экс-председатель ФКЦБ Дмитрий Васильев, возглавлявший Институт корпоративного права и управления. “О навязывании Шаронова не может быть и речи, ведь инвесторы сами обратились к нему с предложением. Чему я искренне рад”, – рассказывает Саватюгин.