“Кавказ” монополизируют


Как рассказал “Ведомостям” гендиректор ФКП Владимир Логинов, “Союзплодоимпорт” обратился в Роспатент с заявлением на регистрацию товарных знаков портвейнов “Кавказ белый” и “Кавказ розовый”. В дальнейшем предприятие планирует заключить с производителями лицензионные соглашения на использование этих марок. Участники алкогольного рынка от идеи ФКП не в восторге.

Директор Дербентского завода игристых вин Магомед Садулаев говорит, что, если ФКП начнет требовать с производителей алкоголя роялти, он прекратит выпуск “Кавказа”. “Если повторится история с “Советским шампанским”, мы прекратим выпуск “Кавказа”. Серьезных потерь мы не понесем – спрос на крепленое вино упал, к тому же “номерные” марки продаются лучше”, – заявил он. “Эта марка не такая рентабельная, чтобы за нее воевать”, – соглашается Алик Садеи, гендиректор краснодарской компании “Зоро”. Сейчас, по словам Садеи, “Зоро” выпускает 100 000–200 000 бутылок “Кавказа” в год.

Представитель одной из юридических компаний уверен, что “Союзплодоимпорт” сумеет зарегистрировать “Кавказ”, несмотря на то что статья 6 закона “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” запрещает регистрировать в качестве товарных знаков географические названия. А патентный поверенный адвокатского бюро “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Лариса Лысенко говорит, что можно зарегистрировать комбинированный товарный знак, который будет включать слово “Кавказ” как неохраняемый элемент.

“Кавказ” был раньше довольно популярным напитком из-за своей дешевизны, – говорит председатель Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин. – Особенно дорог он был почему-то питерцам, Борис Гребенщиков его воспевал даже”. Но сейчас, по мнению Шапкина, подавляющая часть рынка крепленых вин приходится на марки “777” и “4”. “Портвейны по-прежнему популярны, так как стоят в рознице не более 15 руб., но спрос на них падает – из-за удорожания акцизов на вина ностальгирующие любители портвейна все чаще предпочитают водку”, – отмечает Шапкин. По оценкам НАА, рынок крепленых вин составляет около $30–40 млн ежегодно, причем около 80% приходится на нелегальный портвейн.

Год назад ФКП удалось получить регистрацию в Роспатенте на товарный знак “Советское шампанское” – на него приходилось более половины всего производимого шампанского в стране. Позднее ФКП заключило лицензионный договор об использовании этой марки с пятью производителями, а остальным пришлось отказаться от выпуска “Советского”. Попытки Московского и Нижегородского заводов шампанских вин оспорить права на владение этой маркой ФКП в ФАС успеха не принесли.