Переоценили


В прошлом году контролирующий “Пятерочку” Андрей Рогачев называл управляющего по Москве и Московской области Дмитрия Потапенко одним из четырех менеджеров, которые “отвечают за компанию”. Как стало известно “Ведомостям”, в начале лета Потапенко покинул компанию. Эту информацию подтвердили сам менеджер и Олег Высоцкий. В пресс-службе “Пятерочки” сообщили, что Потапенко сам принял решение об уходе. Весной прошлого года так же неожиданно должности управляющего по Центральному округу лишился Владимир Посаженников. В “Пятерочке” тогда сообщили, что он “ушел на административно-хозяйственную работу”.

Конкуренты “Пятерочки” уверены, что частые замены московских руководителей сети связаны прежде всего с отставанием от заявленных темпов роста. На начало 2005 г. сеть “Пятерочки” состояла из 445 магазинов, примерно половина которых работала по франчайзингу. К началу 2006 г. “Пятерочка” пообещала увеличить сеть до 650 магазинов, т. е. открыть за год 205 новых объектов. По словам президента ГК “Виктория” (магазины “Виктория”, “Квартал”, “Дешево”) Николая Власенко, такие темпы возможны, только “если не обращать внимания на затраты”. “Сейчас ориентируются на окупаемость магазинов за 3–5 лет. Если переплачивать за магазин, т. е. ориентироваться на 10-летний срок окупаемости, можно открыть и больше точек. Другое дело, будет ли это эффективно”, – рассуждает Власенко.

Один из бывших менеджеров “Пятерочки” утверждает, что только в Москве компания рассчитывала открыть 60 универсамов, но “от запланированных темпов сеть отстает в три раза”. За восемь месяцев 2005 г. “Пятерочке” удалось открыть в столичном регионе 19 магазинов. На конец августа, сообщили в “Пятерочке”, сеть включала 615 магазинов (143 – в Москве, 148 – в Питере и 324 – в регионах). “Темпы развития пока превышают показатели, заявленные при IPO”, – уверяют в пресс-службе компании. В материалах инвесткомпании “Атон” говорится, что “Пятерочка” планирует расширить сеть до 1000 магазинов к 2012 г. – 750 будет располагаться в Москве и Московской области, 250 – в Санкт-Петербурге. Подобные планы потребуют открывать 100 магазинов в год в течение 7–8 лет.

“Сейчас сеть растет главным образом за счет магазинов, которые открывают франчайзи, – рассказывает другой бывший менеджер “Пятерочки”. – Если каждый из франчайзи откроет по 10 магазинов, получится расширение на 130 универсамов – половина обещанного роста. Но открывать собственные магазины, которые дают основной оборот, гораздо сложнее”. Так, в течение 2004 г. “Пятерочка” открыла только 46 собственных магазинов – 27 в Москве и 19 в Питере. В 2003 г. новых собственных магазинов было открыто только 54.