Зри в корень


Работать на международных фьючерсных площадках можно через некоторые российские брокерские компании точно так же, как на зарубежных рынках акций. Например, такие посреднические услуги частным инвесторам оказывают в компании “Брокеркредитсервис”. Для этого предлагается открыть счет в ее кипрской “дочке” – BCS Cyprus. Начальник отдела международных рынков “Брокеркредитсервиса” Леонид Волков говорит, что после этого заявки на покупку и продажу нефтяных фьючерсов надо будет делать по телефону – услуга для брокера новая, и электронную торговлю организовать пока не успели. Пока возможностью торговать нефтяными фьючерсами воспользовались немногие клиенты БКС, но, говорит Волков, приглядывающихся и приценивающихся гораздо больше.

Будет дороже

Если еще в конце прошлого года многим казалось, что нефть по $50 за баррель – случайность, то сейчас на рынке бытует мнение, что это всерьез и надолго.

Цена нефти сорта Brent (торгуется на Лондонской международной нефтяной бирже, IPE) выросла с начала этого года на 63%, а с начала 2004 г. – на 122%. Цена нефти light sweet на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) поднялась на 64% и 154% соответственно.

На этой неделе в Нью-Йорке цена барреля нефти поднималась выше отметки $70.

“Спрос на нефть сегодня растет более быстрыми темпами, чем раньше, прежде всего за счет бурного развития Китая и Индии, тогда как предложение растет медленно и постепенно, и это очень важный показатель “бычьего” рынка”, – говорит Дэвид Фуллер, глобальный аналитик британской Stockcube Research. Аналитики Goldman Sachs, в свою очередь, считают, что наблюдавшийся до сих пор рост цен – это лишь ранняя стадия “суперскачка”, в результате которого цена нефти в Нью-Йорке может в 2007 г. дойти до $105 (для Brent прогноз составляет $102). И лишь к 2010 г. цена, по прогнозу банка, вернется к уровню около $30.

Так что если вы верите в прозорливость инвестиционных аналитиков, вкладываться в нефть еще не поздно. Такие возможности есть и у частных инвесторов.

Ставки на бирже

Конечно, в нынешней ситуации можно зарабатывать на опосредованных вложениях – в активы, которые растут в цене благодаря дорогой нефти, например в акции нефтяных компаний. Но в последние полтора года инвестиции в самые благополучные нефтяные акции, например, были менее выгодны, чем покупка фьючерсов на нефть в Лондоне на IPE или Нью-Йоркской NYMEX (см. таблицу). С акциями вообще можно было крупно прогадать: вложиться, например, в “ЮКОС”, который не спасли никакие цены на нефть.

Продавая или покупая такой фьючерсный контракт, вы не проводите сделку с товаром, а принимаете на себя обязательство купить или продать его по фиксированной цене в определенный срок. Российский фьючерсный рынок развит гораздо меньше мировых, но вложить в нефть здесь можно меньшую сумму. Так, на IPE минимальный контракт – на 1000 баррелей. А в срочной секции биржи “Санкт-Петербург” продаются контракты на Brent, соответствующие лондонским фьючерсам, не только на 1000 баррелей, но и на 100. В день здесь заключаются десятки сделок с нефтяными контрактами. Фьючерсы месячные со сроком исполнения 15 числа или в предшествующий ему торговый день, если 15-е приходится на выходной. Физическая поставка товара по контрактам на нефть на бирже “Санкт-Петербург” не предусмотрена вообще – по всем фьючерсам происходит денежный расчет.

Фьючерсный контракт – более гибкий инвестиционный инструмент, чем те же акции: если при торговле последними существуют ограничения на короткую продажу и трудно делать ставки на понижение, инвестор в нефть легко может поставить и на падение ее цены, не покупая, а продавая фьючерсы. Ждать срока окончания контракта не нужно – снять сливки можно в любой момент. “Каждый день по окончании торгов на основании котировок фьючерсов по сделкам, совершенным в течение сессии, устанавливается расчетная цена, – рассказывает специалист департамента срочного рынка биржи “Санкт-Петербург” Леонид Постнов. – А в день исполнения контракта расчет происходит по котировкам, публикуемым Reuters, устанавливается расчетная цена исполнения”. Разница между расчетной ценой и ценой покупки или продажи и есть выигрыш или проигрыш инвестора.

Чтобы начать торговать фьючерсами, не обязательно иметь деньги на всю стоимость контракта. Достаточно внести гарантийный депозит. На питерской бирже это 15% от стоимости контракта, т. е. начинать игру можно примерно с $1000 – таков депозит для операций с одним контрактом на 100 баррелей. Все биржи ежедневно пересматривают размеры гарантийного депозита, и при значительном изменении цен или неблагоприятной конъюнктуре от трейдера могут потребовать дополнительный взнос.

Остальные расходы инвестора совсем – это комиссии брокера и биржи. “Санкт-Петербург” берет с одного контракта на 100 баррелей всего 10 руб. Торговать надо будет через одного из аккредитованных на бирже брокеров. Их комиссия обычно зависит от тарифного плана, который выбирает клиент, и составляет в среднем 0,05–0,2% от оборота клиента за месяц.

Вложения за рубежом

Тем, кому неинтересно работать всего с двумя продуктами, которые предлагают в Питере, ничто не мешает торговать фьючерсами на гораздо более ликвидных рынках – самих IPE и NYMEX. Здесь множество контрактов с самыми разными сроками. Торгуют почти исключительно контрактами на 1000 баррелей, и перед истечением срока нужно уведомлять биржу, что будет денежный расчет, а не поставка. Это не требуется только при операциях с более удобным для частных инвесторов контрактом e-miNY на 500 баррелей, который Нью-Йоркская биржа предлагает в партнерстве с Chicago Mercantile Exhange.

Минимальная сумма для открытия счета в БКС – $10 000. Хотя один стандартный контракт при нынешних ценах будет стоить около $70 000, а e-miNY – около $35 000, этой суммы хватит для внесения гарантийного депозита. Первоначальный депозит клиента брокерской компании, которая не является членом NYMEX, составляет $4725 в апреле – сентябре и $3375 – в другое время года. Для контрактов e-miNY это $2363 и $1688. Комиссионные и здесь невысоки – у БКС, например, $10 за контракт, включая комиссию биржи.

Разнообразие предложений на западных биржах позволяет делать долгосрочные ставки. Например, сейчас цена ближайшего (октябрьского) контракта на американскую нефть light sweet колеблется около отметки $70. Если же вы считаете, что через год с небольшим цена заметно упадет, скажем до $50, то на декабрь 2006 г. сейчас можно продать контракт по цене примерно $68.

Подстелить соломки

Несмотря на все хитроумные расчеты будущего спроса и предложения, никто еще не опроверг известный афоризм главы “ЛУКОЙЛа” Вагита Алекперова: “Цена – она от Бога”. Чтобы несколько подстраховаться от превратностей божьего промысла, обеспеченные инвесторы наживаются на нефтяном буме с помощью структурированных продуктов.

В России такую программу частным клиентам, располагающим не менее чем $100 000, предложил Юниаструмбанк – контракт “Ойл-Фьюжн”.

Инвестируемый клиентом капитал делится на две неравные части, объясняет Георгий Писков, председатель совета директоров. Большая часть размещается на депозите, ее размер рассчитывается так, чтобы за счет начисления процентов к окончанию срока инвестирования на нем оказывалась сумма, равная всему инвестированному капиталу. Это гарантия возврата вложенной суммы. На деньги из меньшей части банком покупаются опционы на нефть, они позволяют заработать в разы больше, чем было вложено (впрочем, и убыток в случае неверной ставки может оказаться существенно больше, чем изменение цены товара). Клиент выбирает коэффициент соучастия, который показывает, какую часть от движения рынка в нужную сторону он может получить в виде дохода. К примеру, если коэффициент соучастия составляет 100%, итоговый доход по “Ойл-Фьюжн” будет равен итоговому изменению цены нефти. Если она изменится на 10% в нужную сторону, то доход в этом случае составит также 10%. “Сейчас мы в основном предлагаем “Ойл-Фьюжн” на рост. Но, если клиент хочет, можно сделать продукт и на падение [цены нефти], и даже в обе стороны, т. е. он заработает и на росте, и на падении”, – говорит Писков.

Этот контракт обычно предлагается на 16–18 месяцев. Инвестирование на более короткий срок тоже возможно, но на менее выгодных условиях – с коэффициентом соучастия ниже 100%, т. е. меньшим доходом. “Юниаструм” предлагает “Ойл-Фьюжн” с января 2005 г. Если бы этот продукт существовал раньше, за предыдущие два года он мог бы принести более 50% годовых в валюте. Доход ниже, чем от инвестиций во фьючерсы, но и риск несопоставимо меньше.

Большое число структурированных продуктов, базирующихся на нефти, предлагают многие крупные зарубежные банки. Однако обычно они доступны лишь их клиентам.