Азия затормозит


Миновала неделя после разрушительного урагана “Катрина”, но топливо почти не дешевеет. В пятницу фьючерсы на баррель марки Brent на лондонской International Petroleum Exchange стоили $66,7. Предположив, что на уровне выше $60/барр. цена нефти может зависнуть как минимум до конца года, экономисты занялись подсчетом потерь. Они ожидают, что дорогая нефть снизит темпы роста нефтепотребляющих стран на 1–1,5%. А пессимисты предрекают американской и мировой экономике рецессию – снижение темпов роста с нынешних 3–4% до 1,5–2% в год.

От дорогой нефти пострадают все основные экономики мира – импортеры нефти. В 2005 г. рост мирового ВВП замедлится с 3,8% в 2004 г. до 3%, говорится в опубликованном в пятницу докладе Unctad (подразделение ООН по мировой торговле и развитию). Европейский нацбанк в пятницу уже понизил прогноз роста еврозоны в 2005 г. с 1,4% до 1,3%, а в 2006 г. – с 2% до 1,8%. Так же поступил со ссылкой на подорожание нефти Минфин Кипра. По оценке экономического советника UBS Джорджа Магнуса, подорожание барреля нефти с $45 до $60 будет стоить странам Юго-Восточной Азии по 1–2% ВВП, а Европе и Японии – до 1% ВВП.

Но это только начало. “Велика вероятность, что взлет цен на нефть загонит мировую экономику в рецессию, как это было в 1970-х и 1980-х гг.”, считают экономисты Unctad. Нефтяной шок может привести к замедлению роста американского и мирового ВВП, соглашается профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. “Нынешний нефтяной шок может стать первым кризисом эпохи глобализации”, – считает главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч: он будет мгновенно пересекать границы. Например, ослабление потребительского спроса в США сразу же уменьшит доходы азиатских экспортеров.

За государственный счет

Азия исторически привыкла пользоваться дешевой нефтью, и, если цены не упадут, для стран ЮВА наступит очень тяжелое время. Азиатские экономики очень энергоемки и быстро развиваются, так что дороговизна нефти не позволит им сохранить нынешние темпы роста ВВП, замечает генсекретарь Unctad Супачаи Панитчпакди. Сильнее всего дорогая нефть ударит по энергодефицитным Южной Корее, Индонезии, Таиланду, Индии, где цена бензина субсидируется государствами, полагает экономист Morgan Stanley Такехиро Сато. В большинстве стран ЮВА цены на бензин напрямую назначаются государством и граждане остро реагируют на изменение цен. В Индонезии даже после мартовского подорожания на 29% литр бензина стоит всего $0,2. Частичное перекладывание топливных расходов на потребителей не спасло бюджет: он все равно в 2005 г. потратит на бензиновые субсидии почти треть своих расходов, $14 млрд. Индия в июне 2004 г. повысила цены на бензин на 20%, но импортная нефть дорожала втрое быстрее, и индийские нефтепереработчики, сообщает Reuters, получили в 2004 г. $4,6 млрд убытков. Бензиновые субсидии будут стоить индийскому государству $9,2 млрд. “Электорат крайне чувствителен к любому повышению цены бензина, и оно может обернуться потерянными голосами на выборах”, – цитирует агентство главного экономиста Kotak Mahindra Bank Индрианила Пана. В развитых экономиках дорогая нефть вызывает инфляцию и сокращение потребительских расходов, а в странах, где цена бензина субсидируется, возникают еще и дефициты бюджетов, констатируют экономисты Unctad.

Дешевизна топлива в ЮВА приводит к его сверхинтенсивному потреблению. Количество нефти, необходимое для производства единицы ВВП, в Китае и Таиланде в 2,3–2,4 раза, а в Индии – в 2,9 раза выше, чем в странах ОЭСР. Азиатские экономики и продолжают развиваться экстенсивно, увеличивая этот разрыв: по расчетам Сато из Morgan Stanley, в 2004 г. энергопродуктивность экономики США выросла на 2,3%, а китайской – упала на 5%. Экономики стран ЮВА растут быстро, а потребление нефти – еще быстрее: за последние семь лет доля импорта нефти в ВВП ЮВА выросла с 1,7% до 3,5%. Поэтому азиатские страны притормозят довольно резко, прогнозируют экономисты Unctad: рост экономики Сингапура замедлится с 8,4% в 2004 г. до 2,5%, Гонконга – с 8,1% до 5%, Таиланда и Филиппин – с 6,1% до 4%, Малайзии – с 7,1% до 5,5%, а Южной Кореи – с 4,6% до 3,5%. А инвестбанк UBS ждет, что корейский ВВП вырастет и вовсе на 2,5%, в то время как рост экономики Индии упадет с 7% до 5,5%. Цена нефти в $60/барр. уже в 2005 г. снизит темп роста стран АСЕАН на 1,5 процентного пункта, считает генсекретарь ассоциации Он Кен Юн.

США замедляются

Негативный эффект для США будет слабее. Подорожание барреля нефти на $10 ведет к замедлению роста ВВП Штатов на 0,4% – эта закономерность действовала на протяжении 1980–1990-х гг., подчеркивает Нуриэль Рубини. Но с 2003 г. правило стало давать сбои, нефть быстро дорожает, а экономика на нее реагирует слабо. Но в этот раз американская экономика почувствует удорожание нефти, уверена Рубини: до сих пор американцы могли наращивать потребление за счет долгов, но теперь эта возможность близка к исчерпанию.

Если нефть не подешевеет, за год американским автомобилистам придется выложить дополнительные $90 млрд за подорожавший бензин, а с учетом удорожания газа и электричества издержки достигнут $140 млрд, полагает экономист Morgan Stanley Ричард Бернер. “Пока американцы реагируют на дорогую нефть как на краткосрочное явление, сохраняя уровень потребления и залезая в долги”, – замечает Рубини.

Но долги граждан США и так достигли астрономического уровня. За последние девять лет долг домохозяйств вырос с 65% до 86% ВВП. А в июле американцы превзошли себя: их доходы выросли на 0,3%, расходы – на 1%, а сбережения сократились на 0,6%, что стало абсолютным статистическим рекордом. Из-за низкого уровня сбережений американская экономика “открыта нефтяному шоку”, отмечает Роуч. Поэтому, если нефть не подешевеет, неэнергетические потребительские расходы сократятся на 1%, а рост американской экономики снизится с нынешних 3,5% до 2,5%, прогнозирует Рубини. А самую оптимистичную оценку дал Goldman Sachs: по расчетам инвестбанка, вызванные ураганом “Катрина” разрушения вместе с удорожанием топлива будут стоить американской экономике 0,5% роста ВВП в III квартале.

ЕС пострадает еще меньше, отыгравшись за счет роста доходов от экспорта в страны – производители нефти. Пока они в основном инвестируют нефтедоллары в американские акции и облигации, но могут направить эти деньги и на покупку товаров в Европе и Азии, добавляет Рубини. (Использованы материалы FT, WSJ.)