Бумер не умер


Фильмов было девять. Собравшиеся увидели в видеопроекции либо их рекламные ролики, либо пару-тройку небольших эпизодов, либо репортажи с их съемочных площадок. Продюсеры (среди них были и лидеры рынка Сергей Сельянов, Сергей Члиянц и Елена Яцура), режиссеры фильмов и снимавшиеся в них актеры давали небольшие пояснения. Полную картину отечественного кинобудущего по презентации, конечно, представить нельзя. Будут и другие ленты. Но жанровый, тематический и художественный спектр репертуара, пожалуй, налицо.

Ролик “9 роты” Федора Бондарчука – мегабюджетного по российским меркам боевика про афганскую войну – уже крутится в кинотеатрах. Поскольку фильм выходит в прокат уже в конце сентября и рецензия в “Ведомостях” не за горами, подробно сосредоточиваться на нем сейчас не станем.

Вот другие ленты.

“Перегон” Александра Рогожкина – второй после “Кукушки” фильм мэтра о временах Великой Отечественной, но опять, как сказал продюсер Сергей Сельянов, не о войне (и, добавим, не о мире), а о мирке, в котором где-то на северной базе обитают летчики – и наши, и американские. Героев много, главных нет, чуть ли не главными будут самолеты. Впрочем, Рогожкин делает столь разные картины (сравните чернушные “Караул” и “Чекиста” с драмой про чеченские будни середины 90-х “Блокпост” и “Особенностями национальных охот и рыбалок”), что о теме и концепции “Перегона” можно лишь гадать. Как уверил Сельянов, все полеты снимались натурально и в фильме нет компьютерных эффектов, что соответствует новой голливудской моде: компьютер там используют лишь тогда, когда нет иного выхода.

“Волкодав” одного из самых успешных молодых и лихо мимикрирующих режиссеров Николая Лебедева (начинал с триллеров “Змеиный источник” и “Поклонник”, потом снял патриотический военный фильм “Звезда”) – первое крупномасштабное отечественное фэнтези. Для съемок на “Мосфильме” выстроили целый город, но и компьютер тоже использовали часто. Пока фильм планируют выпустить 23 февраля.

“Бумер-2” новомодного Петра Буслова (может выйти до конца этого года) – не факт, что стилистически прямое продолжение “Бумера”. Как заметил сопродюсер фильма Сергей Члиянц (второй сопродюсер – Сельянов), сиквел будет не таким зубодробительным. Радостная информация для фанатов: в воспоминаниях двух выживших персонажей первой серии будут присутствовать двое других, невыживших. А музыку и главную песню вновь сочинил Шнур. В первой серии он пел “никого не жаль, никого”. Теперь поет: “Я не загадываю наперед, кто там кого переживет”.

Еще один хит от Члиянца – “Какими мы не будем” хорошего режиссера Александра Велединского. То, что он режиссер нерядовой, стало понятно после сериала “Закон” и особенно прошлогоднего фильма “Русское” (увы, мало замеченной публикой экранизации автобиографических повестей писателя – не политика – Лимонова). В фильме впервые снялись вместе оба перспективнейших Чадова: и брат Андрей, и брат Алексей. Персонаж Андрея, как можно понять из показанных отрывков, пытается вжиться в современную реальность после чеченской войны, и повсюду его сопровождают двое с автоматами, которых видит только он: призраки его погибших фронтовых друзей, не до конца понимающих, что они погибли. Члиянц, как и продюсеры “Первого канала” Эрнст и Максимов, вслед за голливудцами считает обязательным компонентом фильма фирменную песню. Если в “Бумере” ее поет Шнур, то здесь – “Сплин”.

Если говорить о новых фильмах, сделанных режиссерами с менее громкими именами, то заметны два противоречивых обстоятельства.

Продюсеры делают ставку: а) на войны (это вы уже, наверное, поняли) и на то, что публика захочет смотреть как бы советское кино; б) на молодежные стебные комедии, рассчитанные на аудиторию, которая не только не знает советского кино, но и почти не жила в СССР.

Пример как бы советского кино, да еще про войну – выходящий в ноябре “Первый после Бога” Василия Чигинского. Он режиссер только что появившегося фильма про наши теперешние суперистребители “Су” и патриотизм пилотов “Зеркальные войны. Отражение первое”. “Первый после Бога” – про подводные войны и подлодки 1944-го. Судя по нарезке кадров, фильм может оказаться похожим на все картины про подлодки, которые мы недавно видели: от голливудских “У-521” и “К-19” до наших “72 метров”. Человеческие драмы, любовь – и героические подводные будни с глубинными минами, торпедными атаками и нехваткой кислорода.

Примеров молодежных комедий два: еще один сельяновский продукт “Хоттабыч” режиссера Петра Точилина и “Ненасытные” Руслана Бальтцера. В “Хоттабыче” джинн, которого играет экс-Шариков из “Собачьего сердца” Владимир Толоконников, является хакеру. Стилистически ролик фильма напоминает о знакомых зрителям комедиях “Даже не думай – 1 и 2”. “Ненасытных” сделал режиссер “Даже не думай”, и они – по ролику – выглядят как “Даже не думай – 3”. Стоит при этом заметить, что благодаря напору и активному монтажу ролик этого фильма вызвал едва ли не самые обильные аплодисменты.

Завершал презентацию все тот же Сергей Сельянов, представлявший еще один свой проект – анимационный: “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” (продолжение “Алеши Поповича и Змея Тугарина”). Подводя итоги увиденному, Сельянов сказал, что удовлетворен: наше кино будет системно и достойно представлено на экранах в конце этого и следующем году. И вообще, если недавно наши фильмы были в прокате отдельным явлением, то теперь наш кинематограф – именно сложившаяся система.

Спорить не с чем. Фильмов – разных – у нас и впрямь стали делать так много, что даже презентации проектов входят в моду.