ГОСИНВЕСТИЦИИ: Ориентир – политика роста


Приоритеты государственной экономической политики меняются. Если раньше модель развития была по преимуществу антикризисной и экстенсивной, то сегодня появились признаки смещения акцентов в сторону активного стимулирования роста экономики, в том числе качественного обновления основных фондов, улучшения уровня жизни населения.

В настоящее время в руках государства сконцентрирован огромный финансовый ресурс, который может быть использован для придания дополнительного импульса экономическому росту. Учитывая ситуацию на рынке нефти, можно говорить о том, что финансовый резерв государства будет постоянно пополняться. Это позволяет правительству укрепиться в роли крупнейшего инвестора. Но в то же время государство должно не подменять бизнес, не конкурировать с частным сектором, а, наоборот, создавать условия для его развития.

Важно сосредоточиться

Изменение вектора бюджетной политики хорошо прослеживается на примере бюджета на 2006 г., недавно одобренного правительством. В проекте бюджета запланирован существенный рост госинвестиций за счет создания инвестиционного фонда и увеличения финансирования федеральных целевых программ.

Теперь важнейшая задача – выделить те направления использования средств бюджета, которые послужат стимулированию экономической активности, увеличению количества рабочих мест, росту благосостояния населения. В то же время необходимо избегать распыления ресурсов: их следует сконцентрировать на поддержке двух-трех приоритетных направлений, которые станут локомотивами экономического роста.

В качестве основного ориентира экономической политики вполне подходит задача удвоения ВВП за 10 лет. Эта задача хороша тем, что она довольно конкретна, имеет количественное выражение, несет в себе сильную смысловую нагрузку и в принципе выполнима. Кроме того, десять лет – реальный горизонт планирования. На такой период обычно и рассчитываются государственные программы. Другое дело, что экономическая политика пока не выстроена под эту цель. Задача удвоения ВВП – это такая задача, справиться с которой правительству может помочь только бизнес при создании соответствующих стимулов.

Можно вспомнить опыт Японии, где в 1960 г. премьер-министр Хайато Икеда пообещал удвоить ВВП за 10 лет. Его кабинет перевыполнил принятые обязательства, обеспечив рост ВВП в среднем на 10% ежегодно. Японцы добились результатов, потому что сконцентрировали все ресурсы на развитии нескольких ключевых отраслей экономики: автомобилестроения, электротехники, химической промышленности.

При этом необходимо помнить, что инвестиционный фонд не имеет цели приносить государству прибыль. Это частные предприниматели руководствуются критериями финансовой, экономической эффективности. Государству в инвестиционных проектах важна социальная и бюджетная целесообразность. Государство может руководствоваться, например, такими целями, как создание новых рабочих мест в регионе; улучшение жизни людей; стимулирование бизнеса через развитие социальной и производственной инфраструктуры; получение дополнительных доходов в бюджет за счет непосредственного участия в поддержании промышленного и экономического роста, особенно в тех отраслях, которые не имеют высокой привлекательности для частных инвесторов.

Валюты много не бывает

Опасения правительства понятны – инфляция и чрезмерное реальное укрепление рубля могут свести на нет позитивные ожидания. Главное – осознать, что чрезвычайно благоприятная ценовая конъюнктура мирового рынка нефти – это не корень зла для нашей экономики, а ресурс для ее развития. Значительные объемы валютной выручки от экспорта энергоресурсов позволяют начать масштабную модернизацию экономики на основе использования и приобретения современных импортных технологий, станков, оборудования. Основной вопрос состоит в эффективном использовании поступающих в страну валютных доходов.

Стремительный рост золотовалютных резервов свидетельствует о том, что иностранная валюта в таком объеме экономике не нужна. Хотя на самом деле в стране существует огромный потенциальный спрос на иностранную валюту: она нужна для приобретения современных импортных технологий, техники и оборудования – всего, что необходимо для модернизации производства. Проблема в том, что у большинства предприятий отсутствует доступ к ресурсам для развития. Такие ресурсы могли бы быть предоставлены государством в результате распределения средств инвестиционного фонда.

Связать инфляцию товаром

Конечно, рост непроцентных расходов бюджета, в том числе расходов инвестиционного и социального характера, создает риск сохранения высокой инфляции. Высокая инфляция, в свою очередь, приводит к обесцениванию доходов населения, высоким процентным ставкам, что в итоге тормозит любую инвестиционную активность.

Цены растут вследствие отставания темпов роста производства товаров от динамики потребительского спроса, в том числе из-за недостатка конкурентоспособной отечественной продукции. Отсюда опережающий рост импорта потребительских и инвестиционных товаров. Что касается попыток ограничения инфляции монетарными методами, через ограничение денежного предложения, нельзя не заметить, что в России такой вариант малопригоден. В России степень монетизации экономики еще недостаточно высока. Такая политика может привести к замедлению экономического роста, а в худшем случае – к стагнации.

Наиболее действенным способом снижения инфляционного давления на экономику является стимулирование производства товаров и услуг. Стимулирование развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, промышленности строительных материалов обернется снижением инфляции в среднесрочной перспективе.

Таким образом, если государственные инвестиции направлены на расширение узких мест в производстве товаров, на создание инфраструктуры для ведения бизнеса, на устранение барьеров для развития малого и среднего бизнеса, то наращивание государственных расходов может в итоге привести к ограничению инфляции.

Другие препятствия

1. Развитие банковского сектора по-прежнему отстает от потребностей реального сектора экономики, в результате чего капитализация банковского сектора оставляет желать лучшего: существует множество мелких банков, процессы слияний и поглощений протекают медленно. Помимо этого сохраняется несбалансированность спроса и предложения на кредитные ресурсы: растущей экономике требуются длинные деньги, а банковский сектор, располагающий преимущественно короткими пассивами, не в состоянии предоставить долгосрочные кредиты в требуемом объеме.

2. Концентрация значительных финансовых ресурсов в нескольких отраслях экономики и промышленности (преимущественно экспортно-ориентированных) при их нехватке в остальных не способствует устойчивому, интенсивному экономическому росту, а также снижению зависимости экономики от мировой конъюнктуры. Наблюдаются существенные различия в уровне качества корпоративного развития между экспортно-ориентированными предприятиями и предприятиями, обслуживающими внутреннюю экономику.

3. Благодаря значительным доходам предприятия экспортно-ориентированного кластера вышли на качественно новый уровень управления бизнесом и занялись формированием транснациональных компаний мирового уровня, в первую очередь за счет покупки активов за рубежом. В то же время большинство предприятий, обслуживающих внутреннюю экономику, существенно отстают от них, что тормозит экономическое развитие в целом.

4. Неразвитость фондового рынка (низкая ликвидность, небольшая доля акций, находящихся во free-float) не позволяет обеспечить эффективный переток финансовых ресурсов между отраслями.

Среди возможных приоритетов экономической политики можно выделить стимулирование импорта инвестиций и технологий. Важный аспект – развитие малого и среднего бизнеса, устранение административно-бюрократических преград для его развития.