300 мэров и два налога


Воскресные выборы в Подмосковье – продолжение реализации реформы местного самоуправления, подготовленной Дмитрием Козаком. В муниципальных районах, городских округах, городских и сельских поселениях появляются главы муниципалитетов и советы депутатов. Как сообщает пресс-служба правительства Московской области, средняя явка избирателей составила 30,12% при нижнем минимально допустимом пороге 20%. Состоялись выборы глав трех муниципальных районов, пяти городских округов, а также 105 городских и 189 сельских поселений. Глав администраций не удалось избрать в восьми муниципальных образованиях. В Подмосковье шла также борьба за 3246 депутатских мандатов. Депутатов избрали в 10 районах, 13 городских округах, в 88 городских и 141 сельском поселениях.

“Специфика Подмосковья в том, что она без центра, поэтому политика и общественная жизнь сконцентрированы на уровне районов, – напоминает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. – Во многих городах за последние годы пришло много людей, связанных с [Борисом] Громовым [губернатором области], поскольку расстановка сил в муниципалитетах имеет большое значение для администрации”.

Избранные мэры, однако, до конца не уверены, что смогут самостоятельно сформировать бюджеты своих образований с 1 января 2006 г., когда закон о местном самоуправлении вступит в силу. Сегодня бюджеты муниципалитетов формируются на основании полностью отдаваемых двух налогов – на землю и имущество физлиц – и 30% от подоходного налога. “Те районы, где есть налоговые источники от крупных промышленных предприятий, ощутят увеличение бюджета”, – уверен замглавы департамента Минфина Андрей Юрин. Однако даже с этими двумя налогами ясности нет. “Статус земли до сих пор не определен, часть переведена в федеральную собственность, но до конца процесс не завершен”, – констатирует Людмила Рагозина из Института экономики города. “Первое, что проведу, – ревизию земли, – обещает победивший, по предварительным подсчетам, на выборах главы городского поселения Люберцы Владимир Михайлов. – А то многие торговые центры у нас на бумаге занимают 50 кв. м земли, а в реальности – 100 кв. м”.

Кроме того, новых глав муниципальных образований тревожит не решенный до конца вопрос о форме собственности имущества муниципалитетов разного уровня. “Наш бюджет с нового года будет делиться на 13 частей по числу образованных муниципалитетов, но решения правительства по перечню передаваемого имущества с муниципального на поселенческий [уровень] пока нет”, – констатирует действующий глава Орехово-Зуевского района Алексей Филиппов.

Беспокоит новых управленцев и то, что некоторые муниципальные предприятия, принадлежащие городу или селу, еще до выборов были акционированы таким образом, что их владельцами оказались вышестоящие, районные власти. МУП “Мытищинская теплосеть” и “Спецтранс”, отвечающий за уборку мусора, например, акционировали: 100% акций предприятий принадлежит администрации района, сетует кандидат в депутаты горсовета Мытищ Андрей Быков. Он постарается добиться изменения формы собственности и передачи объектов в распоряжение города.

Есть и еще одна угроза: Госдума в первом чтении приняла поправку, откладывающую муниципальную реформу на три года. Многие губернаторы, в числе первых и Громов, поддержали перенос вступления в силу “закона Козака”, напоминает политолог Дмитрий Орешкин. “Они исходят из того, что у них самих не хватает доходных полномочий, – разъясняет Рагозина. – В случае принятия поправки они смогут сами решать – вводить на своей территории новое деление муниципалитетов или нет, но это означает, что заложенное в законе обеспечение мелких образований имуществом затянется на неопределенное время. Получатся муниципалитеты без основных средств к существованию”.