Cargill купил элеваторы “Русагро”


О том, что “Русагро” продала большую часть своего зернового бизнеса компании “Каргилл Юг” (российское подразделение Cargill), “Ведомостям” рассказал источник на зерновом рынке, знакомый с условиями сделки. По его словам, “Русагро” продала американцам два из четырех элеваторов – Павловский и ООО “Грешинкинская зерновая компания” (оба – Краснодарский край), а также построенный в этом году в Ростове портовый элеватор мощностью перевалки 10 000 т зерна и 3000 т наливного масла в сутки.

В Cargill “Ведомостям” отказались комментировать эту новость до официального объявления о сделке, но факт продажи подтвердил гендиректор “Русагро” Вадим Мошкович. “Мы решили сконцентрироваться на производственной деятельности (сахар и масло)”, – объясняет уход из зернового бизнеса Мошкович. Сумму сделки совладелец “Русагро” не раскрывает. По словам одного из топ-менеджеров зерновой компании, справедливая цена на элеватор составляет сейчас $3–4 млн, портовый терминал мог стоить $15–17 млн. Источник, знакомый с условиями сделки, называет эту оценку заниженной.

Cargill станет третьим мировым зернотрейдером, купившим в Ростове порт для экспорта зерна. В октябре 2004 г. Bunge объявила о покупке за $10 млн ЗАО “Ростовский торговый порт” мощностью перевалки более 1 млн т зерна в год. А в начале 2005 г. Международная зерновая компания (МЗК, “дочка” Glencore) приобрела у “Альфа-Эко” Ростовский комбинат хлебопродуктов, который также имеет собственный портовый терминал мощностью отгрузки 5000 т зерна в сутки.

Участники рынка и аналитики удивлены приобретением Cargill. “Покупка терминала в Ростове, конечно, усилит позиции компании на зерновом рынке России, но не намного. Cargill и до этого активно отгружал зерно через глубоководный порт Новороссийск”, – говорит директор Института конъюнктуры агарного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Ростовские порты в отличие от Новороссийска работают с малотоннажными судами. Крупнейший российский экспортер зерна Кирилл Подольский, директор и совладелец компании “Югтранзитсервис”, считает, что с приходом Cargill в Ростов усилится конкуренция среди компаний, отгружающих зерно в направлении река – море. “Теперь Cargill будет бороться с такими компаниями, как мы”, – говорит Подольский, порт которого находится рядом с терминалом “Русагро”.

Если покупка американцев вызывает у российских трейдеров недоумение, то решение “Русагро” уйти с рынка все называют логичным. Рылько считает, что один из крупнейших игроков на сахарном и масляном рынках – “Русагро” ничем не выделялась на фоне небольших зерновых компаний. “Для того чтобы изменить такое положение, группе надо было либо покупать элеваторы, либо уходить с рынка”, – говорит аналитик. Подольский считает, что уход “Русагро” из зернового бизнеса связан еще и с общим дефицитом квалифицированного персонала в АПК. “Нехватка грамотных трейдеров привела к тому, что многие компании, как и “Русагро”, ушли с зернового рынка. Например, так поступил “Агрос”, – поясняет Подольский.