Нефть нужна в России

С. Петров

Жители России почувствовали на себе взлет мировых цен на нефть. По данным Московской топливной ассоциации, с начала года оптовые цены на дизельное топливо выросли почти на 20%, бензин А-92 подорожал на 46%, А-95 – на 41%. В последние дни, когда цена на нефть перешагнула отметку $70 за баррель, цены вновь рванули вверх. По данным центра “Кортес”, за две недели в среднем по России дизтопливо стало дороже на 7,3%, бензин А-80 – на 5,4%, А-92 – на 4% и А-95 – на 3,5%. Сейчас средневзвешенные цены в московском регионе составляют 16,27 руб. за литр Аи-92 и 17,26 руб. за Аи-95. По мнению одного из столичных бензоторговцев, в ближайшие неделю-другую литр наиболее распространенного бензина А-92 будет стоить 18,5–19 руб. и А-95 – 19,5–20 руб. Для сравнения: в США в пересчете на рубли литр Аи-92 стоит около 19,63 руб. ($2,7 за галлон).

Несколько месяцев чиновники всех экономических министерств, входящие в межведомственную группу, ломали голову, как сдержать этот рост, и наконец нашли решение. В пятницу министр экономического развития Герман Греф покажет его представителям других ведомств. Если эти предложения одобрят, он передаст их в правительство.

“Ведомостям” удалось ознакомиться с предложением Грефа заранее. Как следует из материалов к встрече, чиновники хотят полностью изымать доходы нефтяников от экспорта нефти при цене, превышающей $27 за баррель. Для этого они готовы изменить механизм расчета экспортной пошлины. Однако, отдав в бюджет все сверхдоходы от экспорта, нефтяники сэкономят на налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас этот налог растет в зависимости от изменения мировых цен на нефть. А чиновники предлагают зафиксировать налог на уровне 826,5 руб. за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысила $27 за баррель. Экспортная пошлина в размере 100% сверхдоходов должна будет компенсировать для бюджета потерю доходов от НДПИ.

На экспортеров вырастет налоговая нагрузка, стало быть, им будет выгоднее перерабатывать нефть в стране, рассуждает чиновник Минэкономразвития. Чем больше нефти останется внутри страны, тем ниже будут цены, продолжает он.

Сейчас пошлина установлена так, чтобы компании отдавали 90% сверхдоходов государству, констатирует Стивен Дашевский из “Атона”. Но поскольку пошлина вступает в силу с двухмесячным лагом, а цены все время растут, реально объем изъятий ниже, а экспорт весьма выгоден. Например, с начала действия новой пошлины (с 1 августа она составляет $140 за тонну) тонна Urals подорожала почти на $20, отмечает замначальника отдела Минфина Александр Сакович.

Тем не менее, если верить экспертам, поставки на внутренний рынок уже сейчас доходнее экспорта. Например, Объединенная финансовая группа рассчитала, что в августе 2005 г. при экспортной цене нефти $58 за баррель заработок (EBITDA) произвольной вертикально-интегрированной нефтяной компании, в структуре которой имеется НПЗ, от переработки нефти составил бы $21,8 с барреля. Тогда как экспорт по трубопроводам принес бы ей лишь $19,1.

Резко повышая экспортную пошлину, государство добивается, чтобы компании перенаправили потоки нефти на внутренний рынок. Это собьет цены, считает руководитель управления по работе с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский. Он утверждает, что предложение зафиксировать НДПИ отвечает интересам всех нефтяников.

Однако в действенность мер, предложенных чиновниками, верят не все. Заместитель гендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров считает, что рост экспортной пошлины снизит рентабельность экспорта, которую нефтяники могут попытаться компенсировать за счет повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. А ведь именно с этим правительство и пытается бороться, заключает он. К тому же схема выгодна тем, кто много нефти перерабатывает внутри страны, а нагрузка на экспортеров вырастет, констатирует чиновник Минпромэнерго. Поэтому идею Грефа он оценивают “скорее негативно”. В “Сибнефти” и “Роснефти” предложения чиновников комментировать не стали.