РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: Выбор приоритетов


Продолжение региональной политики “всем сестрам по серьгам” не способствует решению Россией стратегической задачи форсированного роста ВВП и создания эффективной конкурентоспособной экономики. Все страны, ставившие себе такую цель, начинали с выборов приоритетов для патронажа со стороны государства. В нашем случае речь идет о преимущественной финансовой помощи центра тем субъектам Федерации, что уже набрали поступательное движение и способны с этой помощью резко его ускорить, подтягивая и увлекая за собой остальные регионы.

Однако, чтобы избежать при подобном раскладе еще большей диспропорции между лидирующими и депрессивными регионами, такая стратегия нуждается в дополнительной выработке четких критериев и конкретных механизмов реализации. Скажем, при нашем неравномерном распределении по территории страны крупных промышленных центров и трудовых ресурсов остается открытым вопрос распространения результатов экономического роста локомотивов на весь эшелон. Непонятно также, обделит ли государство поддержкой те точки роста, что, в принципе, могут быть во всех, включая отстающие, регионах.

Наконец, как будут осуществляться значимые межрегиональные проекты, в которых задействованы и доноры, и реципиенты, равно нуждающиеся в этом деле в финансовой подпитке государства? Все перечисленное требует уточнения. Иначе вместо единонаправленного ускорения наш эшелон рассыплется на разнонаправленных стыках-противоречиях. Для недопущения между регионами антагонизма в связи с новым порядком распределения инвестиционных потоков принципиально важной должна стать следующая позиция государства. Денежные вливания в регионы с динамично развивающейся экономикой – целевые и используются для финансирования: а) проектов общефедерального значения, способных вовлечь в свою реализацию отстающие, не только соседние, субъекты Федерации; б) точек роста, что уже есть или реально могут быть созданы в регионах-лидерах и чье развитие непосредственно скажется на улучшении положения регионов-аутсайдеров.

Локомотив Сибирь

Основным плацдармом проведения такой политики способна, на мой взгляд, стать Сибирь. При ее нынешнем социально-экономическом отставании от Центральной России такой пассаж может показаться странным. Но стоит лишь взглянуть на наше недавнее прошлое, как это утверждение обретает логику. Все минувшее столетие – непрерывное осуществление государством наиболее значимых национальных проектов именно в Сибири: сооружение крупнейшей в мире Транссибирской железнодорожной магистрали; переселение крестьян, заложивших основу сельского хозяйства на огромных территориях; создание мощнейших нефтегазового и энергетического комплексов; освоение целины и строительство БАМа; формирование пояса академической науки. Страна жила, живет и долго еще будет жить результатами этих акций.

Вложения в Сибирь воздавались и будут воздаваться государству сторицей. Уже есть и межрегиональные проекты федерального значения, способные объединить усилия сразу нескольких сибирских регионов. Например, строительство Северной широтной дороги для выхода из Сибири в европейскую часть России через Север или сооружение нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Последний проект, кстати, связан с решением неизбежной национальной задачи, как форсированное освоение Восточной Сибири в качестве замены ее месторождениями истощаемых нефтегазовых провинций Сибири Западной. Это обеспечит как внутренние потребности наших восточных регионов в нефти и газе, так и их экспорт в АТР. У России есть уникальный шанс повторить здесь успех со своим газом на европейском рынке.

В основе общефедеральных проектов – освоение перспективных природных ресурсов с учетом существующих и планируемых транспортных артерий. И одновременно создание на этой базе мощных перерабатывающих комбинатов, высокотехнологичных предприятий, в том числе оборонного комплекса, научных центров и современной социальной инфраструктуры. Главное условие успешного решения этой грандиозной задачи – комплексный подход к хозяйственному и социальному преобразованию трудного, но очень перспективного региона.

Условия для модернизации

Для ускоренной модернизации Сибири в первую очередь необходимо развитие передовых сибирских отраслей, вычленение зон технологического прорыва. В этой связи, вероятно, стоит подумать и о возврате к централизованному финансированию проектов, обеспечивающих стране выход на лидирующие позиции. Думается, что необходимы будут дифференцированные транспортные, таможенные и энергетические тарифы, а также благоприятный налоговый режим. Если правительство ради сохранения целостности страны считает оправданным придание Калининградскому анклаву особого экономического статуса, подразумевающего подобные послабления, то сделать то же в отношении Сибири, соседствующей с мощным Китаем, и с потребителями (как внутренними, так и внешними) своей продукции за тысячи верст от ее производства, – оправданно вдвойне.

Реализация общефедеральных проектов в Сибири в конечном итоге позволит изменить сложившуюся сырьевую специализацию ее региональных экономик, реструктуризировать и диверсифицировать местную промышленность за счет развития высокотехнологичных и экологически чистых производств.

Модернизация Сибири будет опираться на мощный научно-технический потенциал края, где сосредоточены более 200 НИИ и КБ академического калибра и более сотни вузов. В свою очередь масштаб решаемых в рамках реализации этих проектов задач даст огромный импульс развитию сибирских наукоградов, отдача от которых в настоящее время не очень велика.

К числу несомненных плюсов проектов федерального значения относится и то, что они способны наладить и укрепить межотраслевые и межрегиональные связи. В Сибири изначально сложилось отраслевое разделение, которое теперь во многом определяет всю ее экономику. Есть сельскохозяйственные регионы (Алтайский край, Омская, Новосибирская области). Есть регионы (Красноярский край, Кемеровская область), которые богаты природными ресурсами.

Однако многоотраслевых комплексов, объединяющих промышленность сибирских регионов, можно пересчитать по пальцам. Это, к примеру, “Сибмашхолдинг”, куда входят заводы Красноярского и Алтайского краев. По типу этого успешного проекта планируется создать объединение “Сиблесмашхолдинг”, в которое войдут производители лесозаготовительной и перерабатывающей техники со всей Сибири.

Межотраслевые комплексы позволят в полной мере использовать преимущества каждого сибирского региона и существенно минимизируют роль факторов, разъединяющих субъекты внутри Сибирского федерального округа.

Привлечь людей

Помимо своей высочайшей потенциальной отдачи подобные проекты способны привлечь не только большие деньги, но и, как бывало не раз в истории Сибири, сотни тысяч рабочих рук. А это не только затормозит нынешнее бегство жителей отстающих регионов Сибири в более благополучные места, но и сделает миграцию в стране более естественной. В том смысле, что не работа едет к человеку, а тот – за ней. Что, кстати, решает и проблему безработицы центральных регионов из-за их перенаселенности. Собственными людскими ресурсами Сибирь не вытянет те масштабные проекты, в которых нуждается страна. Необходимо привлекать сюда молодежь, создавать для новоиспеченных специалистов условия как для нормальной жизни и достойного заработка, так и для профессионального роста. Обеспечение нормальных экономических и жизненных условий оттянет в Сибирь из центра России и зарубежных трудовых мигрантов. Иными словами, надо наконец-то поставить лошадь впереди телеги: вложиться в инфраструктуру, в человека. Что и будет авансом для переселенцев, их подъемными, а уж параллельно они бы возводили объекты проекта. Да, средств на это понадобится, может, не меньше, чем на собственно проект. Казне не потянуть. Расчет – на частные компании, участвующие в реализации проектов и в последующем разделе прибыли на паритете с государством. При таком раскладе да при соответствующих налоговых преференциях они на такие траты, думаю, пойдут. Привлечь переселенцев можно и наделением их акциями возводимых ими же предприятий.

Что касается конкретных регионов с динамично развивающейся экономикой, то в Сибири уже есть, по крайней мере, два достойных приоритетной поддержки государства локомотива: Красноярский край и Кемеровская область. В общем объеме промышленного производства страны их доли стабильно выше 3%, а в Сибирском федеральном округе они по этому показателю и вовсе лидеры: 26% и 24,4% соответственно по итогам 2004 г. Однако на реализацию крупных инновационных проектов одного частного капитала недостаточно. Решающее слово здесь за государством. В том же СФО – самая высокая в стране доля – до 70% от общего объема – инвестиций за счет средств самих предприятий, что уже на пределе. При этом в общем объеме внутрироссийских инвестиций на Сибирь приходится менее 10%. Разве это дело? Ведь вложение федеральных денег в какой-то проект ценно не только с финансовой точки зрения, но и как сигнал инвесторам.

Стоило государству в лице “Газпрома” проявить интерес к давнишнему проекту промышленной разработки метана в Кузбассе, как он сразу стал обретать реальность. В Кузнецком бассейне не только огромные залежи углей, но и еще большие их спутника – метана, альтернативы природному газу. Уже пробурено несколько экспериментальных скважин, переработан областной закон о льготах юридическим участникам проекта. Развитие нового промысла не только решит проблему газификации Кузбасса и соседних регионов, но и создаст там новые рынки труда и товаров, даст толчок развитию сопутствующих инновационных технологий с привлечением на это новых инвестиций.

Для нового витка развития производительных сил России в XXI в. необходимы огромные первоначальные затраты именно в Сибири. И начинать надо с определения приоритетов как собственно проектов общефедеральной значимости, так и регионов, задействованных в них, и тех точек роста, которые способны не только повысить уровень их экономики, но и подтянуть другие регионы.