Дефляция подвела


Хотя в 2004 г. потребительские цены выросли на 11,7%, на нынешний год правительство и Центробанк поставили себе амбициозную задачу сбить инфляцию до 8,5%. Реализовать ее помешал быстрый рост жилищно-коммунальных тарифов, заставивший чиновников в конце весны повысить свой инфляционный ориентир до 10%, а в конце лета – до 11%. Уже за январь – июль потребительские товары и услуги подорожали на 8,5%, и эксперты предрекали инфляцию на уровне 11,5–12,5%.

За инфляцию “выше прошлогоднего уровня правительство и ЦБ получат жесткий разнос от президента”, опасается чиновник одного из финансово-экономических ведомств. В этой ситуации председатель ЦБ Сергей Игнатьев все надежды возложил на “хорошие виды на урожай”, спрогнозировав в июне, что в среднем в июле – сентябре цены будут не расти, а падать. Июль не оправдал надежд ЦБ, но еще в минувшую пятницу первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев полагал, что в августе цены упадут на 0,3%, а в сентябре дефляция продолжится.

Этот недавний прогноз не исполнился: как сообщил вчера Росстат, в августе цены упали всего на 0,1%, а с начала года потребительские товары и услуги подорожали на 8,3%. Этот результат почти совпал с прогнозами независимых экспертов: опрошенные “Ведомостями” экономисты неделю назад ожидали, что индекс цен не изменится. “Дефляция оказалась ничтожной, ЦБ имел в виду совсем другое”, – замечает экономист “Траста” Евгений Надоршин. Скорее всего, теперь по итогам III квартала потребительские цены вопреки прогнозу ЦБ вырастут, а значит, за 2005 г. инфляция превысит 11%, пишут в последнем обзоре аналитики Объединенной финансовой группы.

Но даже “микроскопическую” августовскую инфляцию начальник аналитического отдела Внешторгбанка Николай Кащеев склонен считать успехом монетарных властей. Дефляции в стране не было с августа 2003 г., напоминает он (тогда цены упали на 0,4%). “Теперь годовой прогноз отодвигается от роковой черты в 12%”, – полагает Кащеев. Политически важно, чтобы в 2005 г. потребительские цены выросли хотя бы не сильнее, чем в 2004 г., но до августа “мы выходили точно на прошлогодние 11,7%, вылетая на траекторию 2004 г.”, соглашается экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Теперь же Белоусов ожидает, что за год товары и услуги подорожают на 11,3–11,5%, а прогноз Надоршина – 11,5%.

Овощи и фрукты, как и надеялся Игнатьев, в августе подешевели заметно – на 12,9%. Однако суммарная дефляция оказалась небольшой из-за жилищно-коммунальных (подорожали в августе на 0,7%, а с начала года уже на 30,8%) и транспортных услуг (цены на них выросли на 1,2%). Вклад тарифов ЖКХ в потребительскую инфляцию увеличился: по оценке экономиста Центра развития Оксаны Осиповой, в 2004 г. он составил 28%, а в 2005 г. вырос до 35%. За вычетом сельхозпродукции цены в августе росли ровно тем же темпом, как и в июле.

Конец года монетарным властям могут испортить нефтяники, повышающие отпускные цены на бензин вслед за ростом нефтяных цен, замечает Белоусов. Бензин с начала года подорожал всего на 6,7%, но треть этого роста пришлась на август, а в сентябре удорожание еще ускорилось, замечает Надоршин. Если чиновники не смогут приостановить рост цен на бензин за счет политического соглашения с крупными нефтекомпаниями, как в 2004 г., то годовая инфляция может превысить 11,5%, допускает Белоусов. А по оценке Осиповой, это произойдет в любом случае: с начала лета ускорился рост денежных агрегатов, а за год объем наличных денег вырастет на 31% (в 2004 г. – на 34%). В конце года инфляцию будут подстегивать увеличенные в сентябре зарплаты бюджетникам и выросшие в августе пенсии, так что за год цены вырастут на 11,9%, полагает она.