ИНТЕРВЬЮ: Владимир Груздев, совладелец торговой сети “Седьмой континент” и депутат


Бывший сотрудник СВР Владимир Груздев активно занимается политикой – он депутат Госдумы, член “Единой России”. Но он не забывает и о своем любимом детище – сети универсамов “Седьмой континент”, рыночная капитализация которой уже перевалила за $1 млрд. О том, как “Семерка” собирается утроить свои обороты, и планах новых размещений акций Владимир Груздев рассказал в интервью “Ведомостям”.

– В следующем году “Седьмой континент” собирается увеличить долю акций в свободном обращении с 13% до 25%. Поедете в Лондон или ограничитесь РТС?

– Стоимость размещения на РТС существенно ниже, чем на иностранных биржах. На РТС это примерно 2,5–3,5% от суммы размещения, а на иностранных биржах – от 5% до 6%. На сумме в $200 млн – а именно столько мы хотим привлечь – эта разница хорошо чувствуется. Кроме того, акционеры не предполагают продавать свои акции. Будут проданы 10 млн акций дополнительной эмиссии, а их нужно сначала продать на российской бирже. Размещение состоится во II квартале 2006 г., когда у нас будет полностью подготовлена отчетность за 2005 г.

– А почему вы не выпускаете депозитарные расписки на акции, которые были проданы на РТС в ноябре 2004-го?

– Я не очень понимаю, почему компании вообще выпускают депозитарные расписки и стремятся на Запад. Мне очень нравится компания “36,6”, но почему они выпускают расписки? Я не уверен, что цена их бумаг благодаря этому станет намного дороже. Наш будущий free-float 25% – это очень небольшой объем для конвертации в ADR или GDR. В дальнейшем мы можем увеличить долю акций в свободном обращении до 40%. Но примем это решение, когда возникнет необходимость привлечь дополнительные средства.

– Вы планируете привлечь $200 млн – это по $20 за акцию. Не слишком дорого?

– Адекватно или неадекватно я оцениваю компанию, покажет рынок. Я думаю, $20 – это очень адекватная цена для апреля следующего года. Я вообще рекомендую всем, пока не поздно, садиться в этот поезд, пока он еще приглашает пассажиров. Перед IPO для инвесторов был нарисован график развития компании – он четко выдержан. Ни одна международная компания не растет на 40–50% в год!

– Ваш главный конкурент “Перекресток” пока не определился со сроками IPO. Они говорят, что деньги в этом случае получаются дороже, чем кредиты.

– Мы отдаем себе отчет в том, что деньги акционеров – самые дорогие деньги, особенно когда компания растет более чем на 40%. Кредиты гораздо дешевле. Но одна из задач нашей компании заключалась в том, чтобы стать публичной. Когда ты находишься под перекрестным огнем рынка, у тебя появляется дополнительный задор.

– То есть дело не в том, что под кредиты нужно обеспечение, а у ОАО “Седьмой континент” практически нет активов, кроме брэнда?

– До сих пор “Седьмой континент” арендовал магазины у “Столичных гастрономов” (акционерами компании также являются Владимир Груздев и Александр Занадворов. – “Ведомости”), но после IPO менеджмент принял решение новые магазины приобретать на ОАО “Седьмой континент”. Уже год имущество покупается на “Седьмой континент”, а компания “Столичные гастрономы” больше не растет – активы зафиксированы на определенную дату. Это сделано, чтобы не возникало никаких недомолвок. Сегодня уже 15–20% всех торговых площадей сети принадлежат “Седьмому континенту”. Возможно, “Столичные гастрономы” со временем сделают “Седьмому континенту” предложение выкупить все магазины, но сегодня такой необходимости нет.

“Объединение с “Перекрестком” – перспектива очень заманчивая”

– Почему вы не назначили организатором нового размещения ОФГ? В одном из отчетов ОФГ говорилось, что в случае объединения “Седьмого континента” и “Перекрестка” в одну компанию “Семерка” может получить контрольный пакет, потому что ее стоимость, по мнению ОФГ, выше. Это вызвало скандал.

– Скандал тут ни при чем. Мы проводим тендер, будет выбрана компания, которая предложит лучшие условия по цене и срокам. Что касается возможного объединения с “Перекрестком” – перспектива действительно очень заманчивая. Мы несколько раз обсуждали эту тему с руководством “Альфа-групп”. Решили, что наша цель и цель “Перекрестка” – построить компании федерального уровня. Нам еще есть чем заняться порознь, пока насыщение рынка не достигло критической точки.

– Оценка ОФГ, пусть несколько преждевременная, на ваш взгляд, справедлива?

– Давайте посмотрим отчетность за первое полугодие 2005 г. У “Перекрестка” выручка без НДС – $546 млн, а чистая прибыль – около $15 млн. У нас соответственно $329,7 млн и $20,2 млн. Я на месте инвестора задумался бы: если компания с меньшим оборотом генерирует большую прибыль, то она, наверное, и стоит дороже? Хотя информации мало: “Перекресток” – закрытая компания. Вот если станут публичной компанией, будем разбираться.

– А что все-таки может заставить вас объединить усилия с “Перекрестком”? Приход Wal-Mart?

– Мы из коротких штанишек выросли уже. Ничто и никто нам пока не мешает работать по отдельности. И думаю, в ближайшие три-четыре года будет жатва, настоящая жатва. Речь о том, насколько хватит энергетики у руководства компании. Если энергетика сохранится, жатва будет удачной. Нет – потеряем часть урожая.

– У “Седьмого континента” рентабельность в 2004 г. выросла до 6% по сравнению с 2,5% в 2003 г. С чего вдруг?

– Не забывайте, что с 1 января 2004 г. был отменен налог с продаж. “Седьмой континент” в отличие от некоторых других розничных компаний всегда платил этот налог. Частично рентабельность выросла за счет его отмены, частично за счет повышения эффективности работы. Были, например, пересмотрены ставки аренды.

– Но 6% – это же очень высокая рентабельность по сравнению, например, с показателями западных компаний.

– Я бы сказал, что это тот необходимый минимум, который позволяет компании развиваться. У нас же и ставки кредитов не такие, как на Западе. Некоторые банки выдают потребительские кредиты вообще под 60% годовых.

– Аналитики говорят, что у “Седьмого континента” на начало марта оставалось еще $30 млн с ноябрьского IPO, а при нулевой кредиторской задолженности и большом потоке наличности вам не потребуется привлекать больших сумм.

– Остатки, которые действительно были на конец I квартала, сейчас полностью потрачены, и наличности, которую мы генерируем, уже не хватает, чтобы развиваться так же динамично. Сейчас идет подготовка по выпуску CLN. В течение месяца на рынок будут выпущены ноты на сумму $90–100 млн. Консультирует МДМ-банк.

– Какой рост вы планируете в ближайшие годы?

– За последние три года рынок сетевой торговли увеличился в 1,5–2 раза. Степень проникновения сетевой торговли в Москве сейчас составляет 45%, по России – 20%. По оценке аналитиков, Москва будет занята сетями к 2010 г. уже на 90%, а Россия – на 70–80%. По нашей оценке, за три-четыре года у нас есть возможность стать не только национальной, но и международной компанией. На отечественном сетевом рынке мы планируем занять к 2010 г. 30% в своих сегментах – среди супермаркетов и гипермаркетов. Разделение рынка по сегментам, думаю, будет примерно одинаковым – треть у дискаунтеров, треть у супермаркетов, треть у гипермаркетов. Ну, плюс 3–4% у неорганизованной торговли. Еще 10% остаются на разные совмещенные форматы, например продуктовые отделы, которыми торгуют DIY-центры.

– Получается, что на рынке организованной торговли вы рассчитываете занять около 10%?

– Почему нет? Стоит задача к 2010 г. довести оборот “Седьмого континента” до $3 млрд, а количество сотрудников до 25 000 человек. Мы планируем развивать два направления – сеть супермаркетов “Седьмой континент” как московский проект и гипермаркетов “Наш” как формат региональный и частично столичный. В этом году наш оборот с НДС достигнет $800 млн. Перед менеджментом поставлена задача – сохранить нынешний 45%-ный рост на протяжении шести лет.

– Но ведь ваши конкуренты тоже рассчитывают сохранить нынешние темпы роста – а некоторые из них растут и на 100%, и на 200%. Почему вы думаете, что “Седьмому континенту” удастся потеснить их на рынке?

– Если рассматривать наши перспективы в регионах, мне очень сложно предсказать, например, как дальше будут развиваться “Магнит”, “Пятерочка”, “Копейка”. Это как раз те компании, которые в первую голову составят конкуренцию нашим гипермаркетам в регионах. Не думаю, что главными конкурентами будут “Лента”, “О’кей” или “Мосмарт”. В серьезную борьбу вступят дискаунтеры. Москва и Санкт-Петербург тут не показательны – из-за сложной транспортной ситуации люди ходят в ближайшие магазины. А в регионах, где проще позволить себе поездку в гипермаркет, маленькие дискаунтеры, безусловно, столкнутся с жесткой конкуренцией. Один гипермаркет дает годовой оборот такой же, как у 6–8 супермаркетов или 20–25 дискаунтеров. Из-за больших объемов закупки логистика гипермаркета эффективна, даже если он находится далеко от центрального офиса. Поэтому цены в гипермаркетах очень конкурентоспособны.

– Сколько вам потребуется денег, чтобы поддерживать намеченную динамику?

– “Седьмой континент” не обременен долгами, поэтому у компании будет столько денег, сколько нужно на ее развитие. Сейчас бюджет 2006 г. согласуется. Он будет предусматривать проекты по соинвестированию в региональные торговые центры, где будут открываться гипермаркеты “Наш”. Пока у компании есть проекты примерно на $100 млн – это те средства, которые будут привлечены за счет продажи CLN.

“В 1993 г., для того чтобы понять, что не хватает магазинов, не нужны были данные разведки”

– Вы упомянули, что “Седьмой континент” собирается стать международной компанией. Вы имели в виду ближнее зарубежье – Украину и Казахстан?

– Почему? Может быть, Германию. Это сейчас модно. С Германией у нас большой товарооборот, и президент немецкий язык знает.

– Я думала, это их сети к нам собираются.

– Они к нам, а мы к ним. Если “Седьмой континент” удачно проведет все намеченные операции по развитию на национальном рынке, то, безусловно, есть шансы по покупке компаний за рубежом. Когда читаешь воспоминания мистера Уолтона, который создал Wal-Mart, начав с регионов, понимаешь, что это не помеха для превращения в крупнейшую международную компанию.

– А в России разве некого больше покупать?

– Процесс покупки другой компании – это часто вопрос доверия, простого контакта между людьми. У нас ограничены человеческие ресурсы – вести одновременно сразу пять сделок невозможно.

– Сэм Уолтон, которого вы упомянули, всю жизнь работал в торговле. Вы же работали в службе внешней разведки, а потом сразу занялись “Седьмым континентом”. Что вас вдохновило?

– В 1993 г., для того чтобы понять, что не хватает нормальных магазинов, не нужны были данные разведки. Перед созданием “Седьмого континента” я еще поработал девять месяцев в торговом доме Olbi на должности замдиректора по промышленным товарам. Идея “Седьмого континента” пришла случайно. Она никого не копирует. Что-то я видел в других странах, что-то – в Москве. Первое помещение мы арендовали между двумя магазинами Olbi – один торговал электроникой, второй одеждой. Нам оставалось торговать только продуктами. Главной задачей было обеспечить себя работой. Деньгами помогли друзья. Тогда денег много не требовалось. Приватизационная стоимость магазина площадью 630 кв. м на улице Дмитрия Ульянова в Москве составляла тогда $36 000, представляете? Мы дали деньги трудовому коллективу на выкуп магазина, а они сдали его нам в льготную аренду. В апреле 1994 г. там открылся первый магазин “Седьмой континент”. В декабре 1994 г. мы открыли еще один магазин, на Лубянке. Тогда это считалось достаточно быстрым развитием. В стране происходили изменения, я посчитал, что могу, попробую. И не проиграл. В 1998 г. у нас уже было восемь магазинов. Кризис стал для нас отрезвляющим. Мы выбрали путь публичной прозрачной компании.

– В 2002 г. к вам присоединился бывший глава Собинбанка Александр Занадворов. Считается, что он, как главный акционер ОАО “Манежная площадь”, больше связан с недвижимостью сети.

– У Занадворова и у меня – по 50% минус одна акция в ЗАО “7К Инвест-Холдинг”, контролирующем акционере ОАО “Седьмой континент”. До IPO “7К Инвест-Холдинг” владело 100% “Седьмого континента”. Еще две акции находятся на балансе компании. В ОАО “Столичные гастрономы” Занадворову принадлежит 45%, а мне – около 28%, “7К Инвест-Холдинг” – 27%. Изменений не планируется.

– Какие функции у “7К Инвест-Холдинг”?

– Оно создавалось для защиты интересов акционеров “Седьмого континента”, когда их было больше (три года назад в числе совладельцев “7К Инвест-Холдинг” были в том числе Юрий Гаврилов (8%), Евгений Мыльников (7%). – “Ведомости”). Сейчас нет особой необходимости его упразднять. Акционерам легче принимать решения между собой без привлечения большого круга акционеров. Сели, оформили протокол. У публичного ОАО “Седьмой континент” все сложнее.

– Среди ваших миноритариев нет менеджеров “Семерки”. В ближайшее время что-то изменится?

– Да, мы приняли программу для менеджеров по их просьбе. Сто пятьдесят менеджеров могут стать счастливыми обладателями опциона “Семерки”. До 1 марта 2006 г. мы выделим 1 млн акций “Седьмого континента” из пакета “7К Инвест-Холдинг”. Опцион они смогут реализовать с февраля по декабрь 2008 г. в том случае, если стоимость акций достигнет $30 за штуку. Это подразумевает тот самый ежегодный 45%-ный рост, о котором я говорил. Они получат право купить акции по $15, т. е. уже начали богатеть.

“У нас еще не все готовы к тому, чтобы открыться”

– Вы депутат Госдумы. Что-то удалось сделать для развития розничной торговли в стране?

– Наш комитет (комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. – “Ведомости”) инициировал сокращение срока давности по ничтожным сделкам до трех лет. Если какой-то магазин был приватизирован с нарушением законодательства, но прошло уже более трех лет, то срок исковой давности истек. Если вы заметили, иностранные компании предпочитают не покупать существующие строения, а возводить новые. Это вопрос не только технологий, но определенного неудачного опыта.

– А для защиты национальной розницы от варваров?

– Недавно Жак Ширак возмутился тем, что Pepsi хочет купить Danone – им не дали совершить сделку, был большой скандал. То есть руководство государства задумывается, что национальная безопасность, безусловно, в нефти и металле, электричестве и железных дорогах, но еще и в сетях, которые распространяют продукты питания. Тут важно, какие продукты питания они будут распространять, как будут распространять и будут ли вообще.

– Так, может, вы собираетесь предложить законопроекты на эту тему?

– Может быть. Не надо ничего запрещать, но можно ограничить. Ведь в свое время было ограничено иностранное присутствие в банковском и страховом секторе. Каким-то образом мы сумели сохранить свои компании в этих секторах. А вот в Польше, например, банковская система фактически принадлежит иностранцам.

– Об этом давно говорят, но незаметно, чтобы что-то действительно готовилось.

– Есть сложности. Например, “Перекресток” – российский ритейлор? Ведь компания принадлежит западным компаниям, если посмотреть. Должно пройти определенное время. Люди должны открыться. Сейчас все еще страшно открываться – так и норовят подножку подставить, укусить, ужалить. У нас еще не все готовы к тому, чтобы открыться.

– Когда же наступит это счастливое время?

– Сейчас у нас на рынке работают только три крупные иностранные компании – Metro, Auchan и IKEA. Но и они на сегодняшний день во многих регионах диктуют определенные условия. Москва и Питер отстаивают независимость, а в регионах это бывает сложно. Власть политическая – и федеральная, и региональная – должна быть заинтересована в отечественных товаропроводящих сетях. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы все активы – газовые, нефтяные, железнодорожные и продовольственные – находились в руках национальной буржуазии. Я считаю, что товаропроводящие сети также должны быть отнесены к стратегически важным объектам. Общество должно к этому прийти, тогда и закон появится.