Клиенты разбегаются


Размолвки с докерами у морпорта начались после того, как в июне прошлого года 51% акций порта купили структуры, подконтрольные НЛМК. “Питерские докеры всегда были очень строптивыми, они решили воспользоваться сменой собственника для того, чтобы выбить себе лучшие условия работы, и в течение года периодически бастовали”, – говорит транспортник одного из основных грузоотправителей порта.

Как рассказал “Ведомостям” представитель Российского профсоюза докеров Владимир Петров, на сей раз докерам Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний не понравились условия коллективного договора, который менеджмент хотел перезаключить с ними. И они начали забастовку, отказываясь работать сверхурочно. А 30 августа перешли к бессрочной забастовке, останавливая работу на три часа в сутки до тех пор, пока колдоговор не будет заключен. Вчера в пресс-службе морпорта сообщили, что переговоры с докерами продолжаются, когда забастовка закончится – неизвестно. По оценке гендиректора порта Сергея Челядина, из-за забастовки в июле – августе грузооборот упал на 50 000 т, в сентябре он упадет еще на 150 000 т. Он считает, что многие грузовладельцы станут уходить из порта, из-за этого ежемесячно потери порта будут составлять $1–1,5 млн.

Первым стал “Русал”. В прошлом году он переправил на экспорт через порт в Санкт-Петербурге 600 000 т алюминия. Вчера сотрудник “Русала” рассказал “Ведомостям”, что из-за забастовок в порту компания уже отказалась от его услуг, перенаправив экспортные потоки через порты Ванино, Находка, Новороссийский порт. А грузы, которые шли в Европу, частично будут поставляться через Украину. Транзит будет перенаправлен до тех пор, пока ситуация в порту не стабилизируется, говорят в “Русале”.

Гендиректор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян говорит, что наибольший урон порт получит от ухода металлургов – их продукция составляет около половины грузооборота. “Вслед за “Русалом” порт могут покинуть “СУАЛ” и “Северсталь”, – полагает аналитик.

В пресс-службе “Северстали” сообщили, что основной поток металла идет через стивидорную компанию “Нева-Металл”, которая принадлежит “Северстальтрансу” и находится на территории петербургского морпорта. “В месяц “Нева-Металл” переваливает около 90 000 т, а через стивидоры морпорта проходит только 8000 т. Мы в любой момент готовы переориентировать этот объем, например, на Мурманский порт”, – утверждают в пресс-службе “Северстали”. Представитель “СУАЛа” Алексей Прохоров говорит, что “СУАЛ” также пока продолжает отгрузки алюминия в Петербург, но в компании “очень обеспокоены ситуацией в порту”.

Тертерян из Агентства специальных исследований полагает, что если забастовка докеров затянется, то порт постепенно потеряет всех крупных грузовладельцев. По его оценке, до конца года он может недополучить около $8–10 млн выручки. Но сотрудник одной из металлургических компаний считает, что в итоге порт вряд ли серьезно потеряет, ведь у него есть серьезное преимущество: доставка грузов по железной дороге до него самая дешевая в стране.