НМТП переделили


Акционеры НКК ведут переговоры о продаже Hutchison 25% акций компании с начала весны, рассказывают источники, близкие к переговорам. Сделка может быть заключена до конца года. А НКК тем временем продолжает обрастать активами.

Два дня назад ННК и “Дело” выкупили второго стивидора в НМТП. Как рассказал гендиректор “Дело-Центра” Владимир Бычков, на паритетных началах партнеры выкупили у “Ханза-групп” стивидорную компанию “Порт-Холдинг”. Сумма сделки не разглашается. Основные активы “Порт-Холдинга” – 7 га бухты, два причала (в аренде до 2011 г.) и два терминала под зерно и металлозаготовку. “Оборот этих терминалов небольшой – 140 000 т в месяц по зерну и 40 000 т по металлу, но они имеют потенциал к развитию”, – замечает Бычков.

С октября партнеры планируют начать модернизацию “Порт-Холдинга”, затем объединить его активы с “НУТЭП” и после 2010 г. выйти на оборот в 750 000 TEU в год, рассказывает Бычков. “Для нас это серьезное расширение бизнеса на юге, особенно в долгосрочной перспективе”, – добавляет представитель НКК Наталья Леднева.

Именно на перспективу НКК и работает, уверен аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов. “Больше $10 млн “Порт-Холдинг” вряд ли стоил, – уверен он. – Но сама возможность выйти через пять лет на 750 000 TEU, особенно в таком порте, как Новороссийский, серьезно увеличивает привлекательность НКК в преддверии сделки с Hutchison”. Кроме того, в начале лета компания вышла на рынок Украины, запустив инвестпроект в Ильичевском порту (в 30 км от Одессы). Там НКК тоже заявила, что вложит $500 млн в модернизацию контейнерного терминала и к 2010 г. увеличит его мощности с 197 000 до 1–1,5 млн TEU в год, напоминает один из участников рынка. По инвестдоговору НКК до 2035 г. будет получать две трети прибыли Ильичевского порта, говорят в компании. “Все это будет серьезным аргументом в переговорах с китайцами, хотя “оценить” этот аргумент пока сложно”, – добавляет транспортник.

Бизнес НКК стоит около $300 млн, полагает Морозов, и если компания сможет утроить грузооборот, ее стоимость превысит $1 млрд, правда без учета капвложений, добавляет аналитик. А директор по проектам ИАА Seanews Алексей Безбородов сомневается, что планы НКК выполнимы. Весь контейнерный рынок в Азово-Черноморском бассейне не превышает 200 000 TEU, а его рост – 18% в год. Даже через пять лет на 750 000 TEU “НУТЭП” не выйдет, уверен Безбородов. “Ильичевск – другое дело, за $500 млн там можно отстроить громадный терминал на 2 млн TEU, хотя реально востребованы будут мощности на 500 000–700 000 TEU”, – добавляет он.