НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Корпорация: Сделано в Америке


В последние годы академические труды редко появляются на российском книжном рынке. Приятное исключение представляет монография, подготовленная экспертами в области менеджмента из Института США и Канады РАН Геннадием Кочетковым и Виктором Супяном. Их совместный труд, посвященный становлению и развитию корпорации в Америке, строен по форме, четок по изложению и, что еще важнее, актуален для нынешней России. Ведь наша модель корпоративного управления до сих пор находится на перепутье, и ее разработчикам нужно выбирать между американской, европейской и японской моделями или создавать свою.

В какую сторону пойдет Россия – вопрос не праздный. Авторы подчеркивают, что в США государство традиционно рассматривается как нежелательный элемент корпоративного строительства – оно занимается лишь установлением “правил игры”, одинаковых для всех участников рынка. В итоге “американская экономическая демократия” обеспечивает максимальную открытость корпораций. В отличие от нее корпоративные модели, сложившиеся в Европе и Японии, до сих пор не могут преодолеть пережитки сословного происхождения – в Старом Свете, например, американские компании еще не так давно “специально назначали президентами своих европейских филиалов представителей старинных дворянских родов”. Более того, в них по сравнению с американской моделью “значительно выше уровень коррумпированности, непрозрачности хозяйственных транзакций и, как следствие, уровень промышленного шпионажа и криминальности”.

Кстати, участники корпоративного строительства в России независимо от спектра политических предпочтений или специфики вида деятельности найдут в книге много полезного. Юристы вдоль и поперек наверняка проштудируют разделы, где описаны корпорации различных типов. Чиновники обогатятся знаниями о том, как создаются и функционируют американские федеральные правительственные органы. Налоговикам и их визави из частного сектора наверняка понравится глава о практике налогообложения.

Приверженцы левых взглядов с упоением прочтут раздел, посвященный корпоративной собственности работников. Пожалуй, именно этот раздел окажется наиболее интересным для всей читающей публики, начиная с почтенного профессора и кончая рядовым работником предприятия. Оказывается, именно в США было положено начало планам создания акционерной собственности работников (ESOP – Employee Stock Ownership Plans), и число таких рядовых акционеров стремительно растет. Если в 1974 г. насчитывалось всего несколько сотен компаний ESOP с общим числом занятых лишь в 100 000 человек, то к началу 2000-х гг. различными формами собственности работников в США было охвачено, по оценке американских экспертов, около 15 млн человек, или 12% рабочей силы.

Критики корпоративной Америки вспомнят о череде корпоративных скандалов, потрясших США в начале века. Однако и они найдут в книге массу примеров ужесточения законов в отношении мошенников. И наверняка вместе с другими читателями задумаются над словами президента США Джорджа Буша о том, что соблюдение этических стандартов, должно обеспечиваться законами и поддерживаться ответственными лидерами бизнеса”.