ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Имиджевым курсом


Эффектный имиджевый ход – оглашение “социального пакета” обозреватели уже успели обозвать “новым курсом” и “левым поворотом” президента Путина. Оппоненты, напротив, говорят о проедании нефтяной ренты и угрозе инфляции. С этим трудно спорить, однако приходится согласиться и с тем, что государство, получающее колоссальные доходы от экспорта ресурсов, не может себе позволить столь низкого уровня социального обеспечения. Как и с тем, что изменение социального положения учителей и врачей есть некоторая историческая необходимость.

Но именно задумавшись над этой проблемой в целом, президентский пакет уже никоим образом невозможно назвать “новым курсом” или “левым поворотом”. Два крупных его блока – сельскохозяйственный и ипотечный – к социалке имеют косвенное отношение. У обоих есть, разумеется, “социальное измерение”, но главным выгодополучателем здесь является все же бизнес. В остальных блоках, помимо повышения зарплат медработникам и некоторым категориям ученых, упор сделан не на изменении принципов финансирования, а, скорее, на специальных программах. Таких, как оснащение 10 000 поликлиник новым диагностическим оборудованием, обновление автопарка “Скорой помощи”, подключение 20 000 школ к Интернету и пр. Разумеется, все это неплохо. Но это отнюдь не то же самое, что увеличение финансирования здравоохранения и образования как таковых. В последнем случае выросший бюджет райздрава позволяет ему покупать у поставщиков то оборудование, которого особенно не хватает, и по тем ценам, которые доступны. А реализация целевой федеральной программы по переоборудованию поликлиник будет выглядеть так: бери, что дают, и по той цене, что написана, – все равно платишь не ты.

Собственно, загоняя дополнительные расходы в спецпрограммы, правительство делает их одноразовыми и страхуется от возможного ухудшения конъюнктуры, когда на повторение красивых жестов средств может не оказаться. С другой стороны, целевые программы хороши своим авторским дизайном: это не просто – наша нефть стоит дороже и потому жить стало полегче, а это – президент Путин подключает нас к Интернету и покупает нам аппараты УЗИ. Ну и наконец, понятное дело, реализация масштабных целевых программ по переоборудованию и переоснащению – это всегда конкретные люди, из которых одни это оборудование для государства закупают, а другие это оборудование государству продают. В России такие люди нередко оказываются родственниками.

Все это, кажется, следует именовать не “новым”, а как раз “старым” курсом. Левым поворотом можно было бы назвать ситуацию, когда принимается решение о перераспределении доходов от одних слоев общества к другим, а новым курсом – о перераспределении расходов из одних статей бюджета в другие. Налоговые доходы консолидированного бюджета в 2004 г. составили 29,4%, и, хотя в развитых европейских странах эта цифра несколько выше, в России попытка увеличить налоговое бремя приведет к серьезному ухудшению делового климата. О перераспределении доли расходов бюджета в пользу социалки тоже речи никоим образом не идет. Несмотря на постоянные камлания, реального политического и общественного лобби, отстаивающего интересы социалки, в России не существует. И не будет существовать, пока подарок с нефтяного царского плеча пользуется большим общественным спросом, чем рационализация расходов и реформа архаичной инфраструктуры государства.