С Путиным – дороже

Д. Гришкин

Вчера утром Владимир Путин прилетел в Сочи и спустя несколько часов отправился в Туапсе на яхте “Кавказ”. Причалил президент на туапсинскую перевалочную базу “Роснефти”, где его ждал Богданчиков. Они осмотрели базу и Туапсинский НПЗ. А чуть позже на совещании Путин принялся расхваливать “Роснефть”. “За последние пять лет капитализация компании выросла в 15 раз. Это существенный вклад в капитализацию всей страны”, – говорил он. Богданчиков в ответ пообещал к 2012 г. добывать 128 млн т нефти в год и продемонстрировал слайды с проектами. В развитие туапсинского нефтяного комплекса Богданчиков задумал вложить $1,6 млрд: $900 млн – на новую установку для переработки нефти, $550 млн – на расширение трубопроводной системы. Богданчиков готов профинансировать российскую часть проекта нефтепровода Бургас – Александруполис в обход турецкого пролива Босфор, “если другие компании откажутся”. И только $100 млн Богданчиков попросил из инвестфонда на гидротехнические сооружения, которые являются собственностью государства, и пожаловался на железнодорожников.

“Роснефть” не обделена вниманием главы государства. В день своего рождения, 10 августа, Богданчиков был приглашен к президенту в Новоогарево. Чем обусловлен такой интерес Путина к “Роснефти”, в администрации президента сказать затрудняются.

Зато интерес самой компании понятен. “Не секрет, что “Роснефть” готовится к IPO [первичному публичному размещению акций] и визит президента был бы хорошим знаком для инвесторов”, – объяснил вчера Богданчиков. Государство планирует продать долю в “Роснефти”. По замыслу чиновников продажа неконтрольного пакета нефтяной компании позволит ее владельцу – государственному “Роснефтегазу” – вернуть западным банкам $7,5 млрд. Эти деньги пойдут на оплату 10,74% акций “Газпрома”, которых не хватало правительству для контроля в газовой монополии. Чиновники пока не определились, как продавать “Роснефть” – напрямую или через биржу.

Внимание к компании Путина поможет продать “Роснефть” выгоднее, уверен ее менеджер: “Это означает, что если с активами компании возникнут сложности, то глава государства сможет помочь. Так думают инвесторы”. По его мнению, показывать интерес Путина к “Роснефти” надо задолго до ее IPO. Размещение, по его оценке, будет не раньше 2006 г. Основываясь на оценке инвестбанка Morgan Stanley, чиновники внесли 100% акций “Роснефти” в уставный капитал “Роснефтегаза” за $26 млрд.

Менеджеры заинтересованы, чтобы государство выручило от продажи пакета “Роснефти” больше. Компания подумывает об IPO через допэмиссию, чтобы погасить часть своего долга [на начало года $13,7 млрд], рассказали “Ведомостям” два источника, близких к компании. Чем меньшую долю “Роснефти” продаст государство, тем больше сможет продать сама компания, поясняет один из них. Следовательно, продолжает он, в распоряжении компании останется больше денег.

Благосклонное отношение властей к компании – большой плюс в глазах инвесторов, говорит аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. С этим мнением согласен и менеджер одного из западных инвестбанков, активно работающих в России. Из-за отсутствия политических рисков бумаги российских госкомпаний стали самыми популярными у инвесторов. С начала прошлого года “Газпром” вырос в 2,8 раза, “Транснефть” – в 2,4, Сбербанк – в 3,4 раза. По мнению менеджера “Роснефти”, такая зависимость есть во всем мире: глава ExxonMobil напрямую общается с президентом США Джорджем Бушем, и это влияет на капитализацию самой дорогой в мире компании ($382 млрд). Крупнейшие западные компании действительно пользуются поддержкой глав государств, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов, но, как правило, в международных проектах. Например, президент Франции Жак Ширак писал Путину письма с просьбой разрешить Total купить блокпакет независимого производителя газа “НОВАТЭКа”. “В России все иначе, – говорит Милов. – Инвесторам важно знать, что государство не будет предъявлять к компании претензии, поэтому почти все крупные сделки одобряются лично у Путина”.