ГЛОБАЛИСТ: Осень, грабли


Алексею Кудрину все сложнее отбиваться от усиливающегося давления лоббистов, призывающих “распечатать” стабилизационный фонд и направить его на “нужды развития экономики”; похоже, этот вопрос станет главной политико-экономической темой осени.

Спору нет, тот факт, что российские власти до сих пор не придумали других способов траты стабилизационных денег, кроме опережающей выплаты внешнего долга, разочаровывает. Хотя противники расходования средств стабфонда на инвестиции и говорят о том, что “механизмы инвестирования пока не отработаны”, в правительстве никто и не занимается их отработкой. Здесь глупо надеяться только на бизнес – без широкой профессиональной дискуссии можно ожидать только усиления давления нечистоплотных лоббистов. Возьмите проект достройки Богучанской ГЭС в регионе со значительным избытком энергомощностей и без убедительных прогнозов роста спроса. Говорят, там собираются строить алюминиевый завод – однако никто в мире не строит алюминиевых заводов за 4500 км от ближайшего морского порта. Такой завод просто не будет конкурентоспособен без энергетических или транспортных субсидий от государства.

Так что в сегодняшней ситуации действия руководства Минфина и лично Алексея Кудрина следует расценивать как весьма ответственные. Да, власти не умеют инвестировать, и это плохо. Тем не менее они хотя бы не поддаются соблазну тратить деньги абы как, провоцируя финансовый коллапс в экономике. Позволю себе процитировать один документ.

“Политика “ускорения”, предусматривавшая опережающее развитие машиностроения <…> обострила макроэкономическую несбалансированность. Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, накачивались в инвестиционную сферу, и без того отличавшуюся гипертрофированными масштабами. Подавляющая часть дополнительных капвложений омертвилась в незавершенном строительстве и в неэффективных производствах, вызвав мощную инфляционную волну. Начиная с 1988 г. ситуацию в капитальном строительстве можно охарактеризовать как инвестиционный кризис, преодолеть который никакие ассигнования уже не помогают.

Не менее серьезным фактором дестабилизации финансовой системы стал неконтролируемый рост остатков денежных средств на счетах фондов экономического стимулирования предприятий, начавшийся в 1986 г. Особенно быстро – почти в 10 раз – за это время выросли средства фонда развития производства. <…> Давление этих денег испытывают все рынки”.

Это вступление к программе “500 дней”. Все это уже было в нашей истории. И умники, нахваливающие свои “перспективные инвестиционные проекты”, и иллюзия возможности структурной перестройки экономики за счет “горячих” денег (тогда – эмиссии, сегодня – незаработанных нефтедолларов).

Так что, будем наступать на одни и те же грабли? Осень покажет – хотя и хочется пожелать Кудрину успеха, тем не менее нельзя не процитировать еще один пассаж из “500 дней”: “Как ни парадоксально, но этап 1985–1990 гг. был объективно необходим обществу для осознания бесперспективности существующей социально-экономической системы и выработки программы перехода к иной модели развития”.

Мы как-то в России любим оздоровление через кризис. Может, потратим побольше стабилизационных денег на инвестиции?