Электроника течет вспять


Всего полвека назад развивающиеся страны были импортерами промышленной продукции, а экспортировали в основном сырье. Но этот стереотип уже устарел, заключают авторы доклада Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Особенно кардинально картина изменилась за последние 20 лет. Если в начале 1980-х гг. в структуре экспорта развивающихся стран сырье и ресурсы занимали 26%, а промтовары – 31,4%, то в 1999–2003 гг. сырье составляет всего 12,7%, а продукты высокой степени переработки – 68,1%. А структура импорта развивающихся стран фактически не изменилась, пишут эксперты UNCTAD.

Правда, эти успехи обеспечили 10–15 стран из более чем полутора сотен, отмечает профессор Академии внешней торговли Ипполит Дюмулен. Среди развивающихся стран выделяются Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, где доля промтоваров в экспорте достигла 85%. В этих регионах есть свои лидеры. Три четверти промышленного экспорта Латинской Америки обеспечивают Мексика и Бразилия. А большинство стран продолжают экспортировать сырье: продовольствие – из Аргентины, Уругвая и Парагвая, руду и металлы – из Чили и Перу и топливо – из Венесуэлы, Эквадора, Колумбии и Боливии. Африка и Западная Азия в перестройке структуры экспорта продвинулись не так далеко. Доля сырья в их экспорте занимает 75% и 78% соответственно.

Сейчас в развивающихся странах производится более половины мирового выпуска текстиля и электроники. Благодаря этому с 1995 по 2004 г. компьютеры в США подешевели в 1,7 раза, их комплектующие – на 40%, телекоммуникационное оборудование – на 20%, констатируют авторы доклада. Текстильные изделия подешевели за последние девять лет на 10%. Сами развивающиеся страны не теряют от того, что продукция, на которую они переориентируются, дешевеет. Ведь это не их собственная промышленность развивает экспорт, а транснациональные компании инвестируют в их экономику, напоминает Дюмулен.

Россия, судя по данным Минэкономразвития, относится к странам, которые не затронула общая тенденция переориентации на промышленный экспорт. За первое полугодие 2005 г. доля минеральных продуктов в структуре экспорта составила 63%, в то время как за тот же период 2004 г. она была 58%. Из оставшихся 37% на долю черных металлов пришлось 10,7%, продукцию химической промышленности – 6,3%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3,9%, а машин, оборудования и транспортных средств – всего 4,9% (в 2004 г. 7,7%). Причем, по словам руководителя департамента Минэкономразвития Вадима Зингмана, “мы выезжаем в основном за счет экспорта машин и оборудования в страны СНГ”.

Однако эксперты не считают положение безнадежным. Руководитель департамента РСПП Александр Орлов рассчитывает на технопарки и особые экономические зоны. “Начать можно с программного обеспечения, а потом бизнес сам найдет рентабельные проекты”, – считает он. По его словам, уже сейчас есть такие примеры в области нанотехнологий или фармацевтики. А руководитель рабочей группы “Деловой России” Антон Данилов-Данильян полагает, что наш экспортный потенциал находится в сферах биотехнологий, военной авиации, космоса, энергомашиностроения.