“Катрина” лишила стали американский автопром


Представитель Air Products Chemicals Inc., главного в США производителя жидкого водорода, необходимого для выпуска оцинкованной и холоднокатаной стали для производства автомобилей, говорит, что завод сильно поврежден из-за наводнения в Новом Орлеане и поэтому компания временно откладывает поставки сырья на сталелитейные заводы. Он затруднился ответить, когда производство водорода возобновится. Аналитики прогнозируют резкий скачок цен на горячекатаную сталь, из которой производится холоднокатаная сталь, на 20%. По их словам, потребители уже начали закупать сталь впрок, испугавшись дефицита. Сейчас горячекатаная сталь стоит приблизительно $500 за 1 т. В ближайшие месяцы она подорожает на $80 за 1 т.

Без сырья и заказов остались и крупнейшие сталелитейные компании США. Представитель Steel Dynamics Inc. сообщил клиентам, что компания приостанавливает прием новых заказов на продукцию – холоднокатаную, оцинкованную и окрашенную листовую сталь. В U.S. Steel, Nucor и Mittal Steel Co. уверены, что дефицит сырья затронет их незначительно, потому что уже нашли дополнительных поставщиков.

Рост цен на сталь, которая используется при производстве автомобилей и различного оборудования, может заметно осложнить жизнь и без того терпящим финансовое бедствие американским автопроизводителям. Аналитики уже советуют им задуматься об импорте стали из-за рубежа. Однако представитель американского филиала DaimlerChrysler AG Дейв Элшофф пока не видит повода для беспокойства и уверен, что компания полностью контролирует ситуацию. “Все наши поставщики стали нашли дополнительные источники сырья”, – говорит он.

Анонимный представитель российской стальной компании считает, что российским металлургам едва ли грозят убытки от форс-мажорных обстоятельств. За годы его работы ураганы сносили крыши на заводах, которые за несколько дней успевали починить. Убытки от таких природных нападок, по его словам, невелики – 5–10 млн руб.

“Катрина” – не первый ураган, нанесший урон мировому бизнесу. В прошлом году компания “Русал” пыталась приобрести глиноземный завод Alpart на Ямайке. Российская компания выиграла право купить 65% акций Alpart на аукционе, перебив предложение швейцарской Glencore. Но покупка так и не состоялась: миноритарий Alpart – Hydro Aluminium имел право преимущественного выкупа пакета и в самый последний момент решил им воспользоваться. Пакет акций Hydro купила не для себя, а для проигравшего “Русалу” Glencorе. Сумма сделки составила около $316 млн. Но уже в сентябре “Русалу” было в пору радоваться тому, что завод ему не достался. Ураган “Иван” обрушился на США и страны Карибского моря. Alpart был нанесен значительный ущерб, и завод на несколько месяцев приостановил работу. (Использованы материалы WSJ, 7.09.2005.)