Лев Толстой опять как зеркало


В этом году программа “Новой драмы” столь насыщена, что энтузиасты современной пьесы могут проводить в Центре Мейерхольда (основная площадка фестиваля) хоть весь день – с раннего утра до глубокой ночи. Начинаться все будет с утреннего кофе с драматургами, во время которого зрители смогут вступить в диалог с практиками театра; днем в рамках программы “Кинотеатр.doc” покажут документальные фильмы (в том числе такие замечательные, как “Мирная жизнь” Павла Костомарова и Антуана Каттина). Потом – дискуссии, читки, представления сборников российских, немецких, британских, болгарских пьес. Вечером, понятное дело, – спектакли (их в этом году станет оценивать международное жюри). Но даже и это не все: ближе к ночи в клубе фестиваля особо стойкие смогут послушать выступления в стиле хип-хоп и стихи современных поэтов.

По словам организаторов, фестиваль “Новая драма – 2005” получился отчетливо “прозападным”: зарубежные спектакли преобладают в нем над отечественными – в Москву привезут постановки из Польши, Исландии, Финляндии, Латвии, Литвы, Армении. Что-то в этом списке выглядит неведомой экзотикой: например, спектакль “Дрейф”, который расскажет о тяжелой жизни рыбаков Исландии, или эпатажно-пародийная “Коккола” из Финляндии. Что-то можно спрогнозировать: и “Город” (по пьесе Евгения Гришковца) Театра Оскараса Коршуноваса, и “Маяк” другого литовского режиссера – Гинтараса Варнаса (это моноспектакль Гитиса Иванаускаса, молодого актера, уже хорошо известного в Москве) театралы вряд ли пропустят. Устав от упреков в маргинальности, организаторы в этом году сосредоточились на своего рода современном мейнстриме – большинство спектаклей с успехом идут в своих странах и участвуют в фестивалях.

Из отечественных постановок на “Новой драме” покажут спектакли из Омска, Глазова, Тольятти, а также несколько недавних московских премьер. Среди них – “Сентябрь.dос”, документальный проект, посвященный событиям в Беслане и рассказывающий о них со специфической стороны: словами посетителей интернет-ресурсов, людей всех возрастов и национальностей. Реальные тексты завсегдатаев чатов и форумов сложились в своего рода “коллективное бессознательное”, которое в спектакле “Театра.doc” заставили заговорить.

В рамках специальной программы под названием “Лев Толстой как зеркало “Новой драмы” участники дискуссий будут пытаться найти ответы на самые тяжелые вопросы или хотя бы правильно их задать, что тоже важно. Опираться при этом они будут на творчество Льва Толстого, который не обходил стороной социальные проблемы своего времени. Как сказал драматург Михаил Угаров, представляя программу дискуссионного клуба, в драматургии существует два типа героя, один говорит: “Посмотрите, что этот мир сделал со мной” – второй: “Посмотрите, что я пытался сделать с этим миром”. И если первый тип в современных пьесах представлен хорошо, то второй встречается редко. Можно ли вообще что-то сделать с миром или нет? И на этот вопрос постарается ответить “Новая драма”.