Широкий замах


Собственно открытие не выглядело особенно помпезным, хотя и оказалось выдержанным в лучших советских традициях. После кратких приветственных слов руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, писателя Бориса Васильева и посла Польши в России Стефана Меллера (представляемое им государство в этом году объявлено почетным гостем крупнейшего книжного форума) на главную сцену выставки выпорхнула стайка костюмированных детей, громко запевших что-то о “единой России”, а их, в свою очередь, сменили бодрые ритмы диксиленда.

Впрочем, “культурная программа” нынешней акции под замечательной самой по себе аббревиатурой ММКВЯ и без того перенасыщена всякого рода мероприятиями, охватить даже половину из которых один человек просто не в состоянии. Так, уже в первые часы работы ярмарки с читателями и журналистами одномоментно встречались: журналист и автор своей все разрастающейся книжной “путиниады” Андрей Колесников – в павильоне издательства “Эксмо”; губернатор Московской области и герой новой “подсерии” бессмертной “ЖЗЛ” о ныне живущих “замечательных людях” Борис Громов – на стенде “Молодой гвардии”; ставший едва ли не непременным персонажем всякого культурного события, “большой друг” России Тонино Гуэрра – в пространстве “Вагриуса”. И это только начало. В ближайшие шесть дней (а ярмарка закроется 12 сентября) ее посетители смогут при желании увидеть и услышать практически всех лидеров отечественного книжного рынка по тиражам и скорописанию, включая, конечно же, Александру Маринину, Дарью Донцову, Татьяну Устинову и иже с ними. На ВВЦ отметятся практически все сколько-нибудь заметные фигуры современной российской литературы, за исключением разве что затворника Виктора Пелевина.

С зарубежными гостями дело обстоит несколько хуже. Если не принимать во внимание внушительную когорту видных польских авторов, имена которых в большинстве своем нам пока ничего не говорят, то особое внимание на себя обращает разве что предстоящий визит Марины Влади, которая представит здесь два своих новых романа.

Еще более невыразительным выглядит при первом приближении положение дел с самими книжными новинками, кои по определению должны бы были своей массой и изобилием поразить видавших виды. Подавляющее большинство “титульных” обложек, т. е. тех изданий, которые издательства используют в качестве главных “завлекательных” элементов своих павильонов и стендов, представляют собой книги, уже с месяц и более свободно продающиеся в магазинах и на уличных лотках. Не говоря уже о “неликвидах” – изданиях двух-трехгодичной давности, что довольно бойко расходятся на выставке по весьма нехарактерным на сегодня ценам всего лишь с одним нулем.

Кое-какую продукцию “с пылу, с жару”, еще пахнущую типографской краской, вашему корреспонденту все же удалось отыскать. Другое дело, что со многими из них получается несколько странная история. Так, впервые увиденный мной сборник “The Best” даровитых братьев Пресняковых оказался у того же “Эксмо” только лишь деталью оформления стенда, существующей в одном-единственном экземпляре. А отмеченный было для приобретения новый (2005 г.) роман Ника Хорнби (британского писателя № 1, как гласит “вынос” на обложке) “Долгое падение”, выпущенный питерской “Амфорой”, уже буквально через полчаса загадочным образом бесследно исчез с прилавка павильона, так и не отыскавшись, несмотря на долгие и старательные усилия множества представителей издательства.

Но не будем особенно уж строги и въедливы – очевидно, что в первые часы работы с некоторым сумбуром и понятной суетой совладать довольно затруднительно. Нет сомнения, что 26 000 кв. м книжных угодий таят в себе некоторое число находок и открытий, которые не замедлят обнаружиться при подробном исследовании 900 экспозиций почти 3000 участников выставки, представляющих 54 страны мира. В одном из ближайших номеров мы постараемся рассказать о главных ее “хитах” и приобретениях.